Концепция федерального методического центра среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью


КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Механизм развития доступности и качества предоставления
среднего профессионального образования для инвалидов

Актуальность проекта. Обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к профессиональному образованию, в том числе – среднему профессиональному, является как одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов в целом, так и важной составляющей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Однако на сегодняшний день проблема определения, обоснования и реализации специальных институциональных, организационно-управленческих и психолого-педагогических условий, необходимых для реализации среднего профессионального образования инвалидов, не получила комплексного решения.

Сегодня получение качественного профессионального образования инвалидами является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, значительно расширяет их возможности для профессионального самоопределения и последующего трудоустройства.

Профессиональное образование инвалидов – это процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства данной категории граждан.

За последние годы в субъектах Российской Федерации частично проведена работа по созданию физической доступности и беспрепятственного доступа инвалидов в профессиональные образовательные организации, в отдельных регионах осуществлены закупки специальных технических средств обучения. Однако акцент исключительно на обеспечение материально-технической доступности среднего профессионального образования (СПО) является упрощенным пониманием задач инклюзивного образования, которое неспособно переломить ситуацию. Анализ региональных систем среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья показывает, что в ряде случае потрясающая современная материальная база остается невостребованной в условиях отсутствия адекватного учебно-методического обеспечения образовательного процесса и педагогов, прошедших качественное повышения квалификации.

В связи с этим ключевую роль в обеспечении доступности и качества получения СПО для инвалидов играет методическое, информационное и кадровое обеспечение, формирование федерального центра, выполняющего координирующую и методическую функцию по отношению к региональным органам управления образованиям и профессиональным образовательным организациям.

Проблемы, требующие решения:

  • информационная доступность: отсутствие системы информирования, профессиональной ориентации и мотивирования для инвалидов по получению СПО, в том числе, информации на сайтах профессиональных образовательных организаций, представленных в форме, структуре и визуальном исполнении, ориентированном и доступном для инвалидов, отсутствие очной профориентации («дни открытых дверей» и т.д.), полной информации о востребованных профессиях, специальностях и трудоустройстве с учетом нозологий.

  • организационно-методическая доступность: неразработанность адаптированных основных образовательных программ для профессионального образования инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей (а в ряде случае полное отсутствие понимания, что такое адаптированная образовательная программ), низкий уровень развития дистанционных технологий профессионального образования и обучения инвалидов; отсутствие модельных штатных расписаний, проработанных моделей и методик расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации программ среднего профессионального образования (СПО) для инвалидов (с учетом создания необходимых специальных условий),

  • кадровая доступность: недостаточное развитие кадрового потенциала региональных систем профессионального образования, отсутствие мастеров производственного обучения, преподавателей, прошедших качественное повышения квалификации по вопросам обучения и адаптации инвалидов, отсутствие региональных систем повышения квалификации по данному вопросу;

  • материально-техническая доступность: отсутствие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих возможность получения образования для обучающихся с теми или иными нозологиями, сохраняющиеся проблемы с обеспечением беспрепятственного доступа к информационным объектам инфраструктуры образовательной организации, оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, рабочих мест, специального оборудования и т.д.

Механизм решения – формирование сети базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), координируемых федеральным методическим центром, что позволит разработать и внедрить современное организационно-методическое сопровождение доступного и качественного инклюзивного профессионального образования не только в самих БПОО, но и в целом по всем профессиональным образовательным организациям субъектов РФ. Отработанные в одной БПОО модели и методики будут транслироваться в другие БПОО и в целом по системе среднего профессионального образования.

В субъектах РФ существует многолетний, но разрозненный опыт профессионального образования лиц с инвалидностью. Изучение регионального опыта организации инклюзивного профессионального образования позволило выявить субъекты РФ, имеющих позитивный опыт функционирования региональной системы среднего профессионального образования и профессионального обучения, который будет обобщен и транслирован в другие субъекты.

Так, например, в Тамбовской области для создания БПОО выбран Техникум отраслевых технологий, в котором будет реализована следующая модель, включающая:

Профессиональная ориентация

Сетевая реализация образовательных программ. Совместное использование ресурсов

Социальная и профессиональная адаптация инвалидов

Открытое образовательное пространство

Адресное трудоустройство

Повышение квалификации педагогических работников

Сетевой центр профориентации

Информационная система организации профессиональных проб

Учебно-производственные участки - 4

Мастерские и лаборатории - 6

Салон-парикмахерская

Лаборатория столярных работ

Юридическое бюро

Социальная гостиница

Досугово-выставочный центр

Сенсорная комната

Фитобар

Спортивный зал

Столовая

Раздевалка для инвалидов

Библиотека

Кабинет адаптационных дисциплин

Сайт базовой организации

Система он-лайн консультирования

Центр дистанционных технологий

Система он-лайн курсов и мастер-классов для инвалидов

Межрегиональный центр профессиональных соревнований Абилимпикс

Студенческая газета

Бюро по трудоустройству

Студенческое кадровое агентство

Консультационный пункт по развитию предпринимательства

Банк данных работодателей

Центр профессионального сопровождения и консультирования

Постоянный консультационный пункт

Стажировочная площадка

Центр обучения тьюторов

Банк методик и технологий работы с инвалидами

Система проблемных семинаров и вебинаров

В Новосибирской области БПОО будет создана на базе ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж», модель которой представлена следующим образом:

Центр воспитания

и социальной работы

Отделение инклюзивного образования

Информационно-библиотечный центр

профориентационное консультирование и диагностика

социальная реабилитация

волонтерское движение

адаптированные программы

индивидуальные траектории обучения

дистанционное и сетевое обучение

электронные ресурсы

оn- line обучение

web-семинары

интернет-портал

Механизмы реализации мероприятия по созданию в Новосибирской области базовой профессиональной образовательной организации

Адаптирование и сопровождение инклюзивного образования (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное)

Создание доступной среды и условий для профессионального образования инвалидов

Применение IT-технологий и сетевых форм для сопровождения обучения инвалидов

Проведение форт-сайт сессий и вебинаров по вопросам инклюзивного образования для педагогов и управленческих кадров

PR-сопровождение (информирование инвалидов и общественности, создание и наполнение специализированного Интернет-ресурса сетевого взаимодействия)

Механизмы достижения целевых показателей по созданию в Новосибирской области

базовой профессиональной образовательной организации

Организация профессиональной ориентации

Организация приема на обучение

Обеспечение доступности СПО и трудоустройство выпускников

  • проведение PR-мероприятий, направленных на мотивацию инвалидов к профессиональному обучению

  • оказание дистанционной профориентационной помощи инвалидам и их родителям

  • разработка и реализация программы профессиональной диагностики и психолого-педагогическое сопровождение

  • создание и ведение информационной базы программ инклюзивного профессионального образования

  • прием на очную и заочную формы обучения в 2016 г. не менее 161 чел. инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом результатов профессиональной диагностики

  • разработка, реализация и проведение независимой оценки адаптированных образовательных программ: СПО – 4, ДПО – 6; программ профессионального обучения - 2

  • создание интернет-ресурса для приема документов и обучения в удаленном доступе

  • подготовка кадров профессионального образования к приему и работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

  • модернизация организационно-технологической инфраструктуры базовой профессиональной образовательной организации для консультирования и обучения инвалидов

  • развитие службы содействия трудоустройству выпускников -реализация 3 программ трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью (маломобильных, слабовидящих и слабослышащих), завершивших обучение по программам СПО

  • развитие волонтерского движения среди студентов, привлекаемых к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

  • проведение конкурсов профессионального мастерства для инвалидов с учетом передового опыта Международной Федерации Абилимпикс

Федеральный методический центр (ФМЦ) создан на базе Московского городского педагогического университета (МГПУ) с целью создания необходимых организационных и методических условий для обеспечения реализации в субъектах РФ среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов, а также разработки и сопровождения вариативных региональных моделей и соответствующего методического обеспечения.

ФМЦ работает в кооперации с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Российским государственным социальным университетом (РГСУ).

ФМЦ активно сотрудничает с общественными организациями инвалидов, привлекает их специалистов в качестве независимых экспертов для оценки проводимых разработок.

В рамках работы по формированию методических рекомендаций и разработке адаптированных основных образовательных программ на базе ФМЦ будут созданы рабочие группы по укрупненным группам профессий и специальностей СПО, а также по отдельным нозологиям с участием руководителей соответствующих образовательных программ БПОО.

Задачами ФМЦ являются:

  • формирования методической базы по разработке и реализации адаптированных образовательных программ, методикам оценки и прогнозирования потребности субъекта РФ в СПО инвалидов, информационной доступности системы СПО для инвалидов, персональному учету обучающихся и др. Рекомендации будут направляться в субъекты РФ письмами Минобрнауки России;

  • разработка типового плана ключевых мероприятий («дорожной карты») субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности СПО для инвалидов;

  • анализ правоприменительной практики и разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования предоставления СПО для инвалидов;

  • мониторинг доступности СПО для инвалидов, их потребностей в получении СПО в субъектах РФ, в том числе, региональных планов мероприятий, создание единого информационного пространства инклюзивного образования («атласа доступности»), обеспечение информационной открытости ФМЦ (сайт: фмцспо.рф);

  • формирование на основе деятельности БПОО стандарта предоставления СПО для инвалидов;

  • разработка примерных основных адаптированных образовательных программ СПО для инвалидов (совместно БПОО и учебно-методическими объединениями);

  • координация и экспертно-консультационное сопровождение деятельности БПОО в субъектах РФ (в период с мая по август 2016 г. эксперты ФМЦ приняли участие в установочных семинарах в 7 федеральных округах), обобщение лучших практик;

  • разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов, участвующих в реализации образовательных программ СПО и профессионального обучения инвалидов;

  • разработка и сопровождение внедрения в субъектах РФ модельной методики расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ СПО и профессионального обучения, изменение федеральной методики;

  • анализ международного опыта предоставления СПО и профессионального обучения для инвалидов;

  • методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства для студентов-инвалидов (Абилимпикс, отечественные региональные и национальные конкурсы профессионального мастерства), интеграция элементов конкурсов профессионального мастерства в адаптированные образовательные программы (совместно с РГСУ).

Направления деятельности базовых профессиональных образовательных организаций:

  • создание модельных условий реализации адаптированных основных образовательных программ СПО и для инвалидов;

  • обучение инвалидов по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным основным образовательным программам СПО (по одной или нескольким нозологиям), программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам;

  • содействие трудоустройству выпускников из числа инвалидов совместно со службами занятости субъекта РФ с использованием возможностей системы трудоустройства, разработанной в рамках проекта системы высшего инклюзивного образования МГТУ им. Н.Э. Баумана;

  • мониторинг и продвижение лучших практик успешности, социализации и трудоустройства инвалидов, получивших СПО и профессиональную подготовку;

  • организация ресурсного центра и банка учебно-методических материалов, электронных образовательных продуктов, организация коллективного доступа к ним;

  • повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, работников профессиональных образовательных организаций;

  • осуществление консультаций инвалидов, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, выбора профессии, специальности, профессиональной ориентации.

Ожидаемые результаты (эффекты) проекта:

  • удовлетворение образовательных потребностей инвалидов за счет создания специальных условий получения образования и расширения спектра реализуемых адаптированных образовательных программ СПО, увеличение количества инвалидов, успешно закончивших обучение, получивших полноценное образование и трудоустроившихся по полученной профессии или специальности;

  • обновление нормативно-правовой базы получения СПО и профессионального обучения для инвалидов (с учетом результатов проекта);

  • формирование финансово-экономического механизма развития СПО и профессионального обучения для инвалидов (методика расчета нормативных затрат по группам профессий, специальностей и по нозологиям);

  • осуществление в постоянном режиме профессиональной диагностики и консультирования инвалидов, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО и профессионального обучения; продвижение лучших практик успешности, социализации и трудоустройства инвалидов, получивших СПО и профессиональную подготовку;

  • создание материально-технических условий реализации адаптированных образовательных программ для инвалидов с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в том числе, оснащение реабилитационным, компьютерным оборудованием, создание архитектурной доступности); формирование модельной образовательной среды для профессиональных образовательных организаций субъектов РФ;

  • разработка и реализация адаптированных основных образовательных программах для инвалидов с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в том числе, посредством дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

  • удовлетворение образовательных потребностей инвалидов за счет создания специальных условий получения образования и расширения спектра реализуемых адаптированных образовательных программ СПО;

  • повышение профессионального уровня педагогических работников системы СПО и учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающего реализацию адаптированных образовательных программ для инвалидов;

  • формирование на базе ФМЦ базы (банка) вакансий по трудоустройству инвалидов в субъектах РФ, завершивших обучение по образовательным программам СПО. БПОО осуществляют содействие трудоустройству. Региональные банки занятости размещаются на портале БПОО или сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ, центров занятости. Информация о вакантных местах, о требованиях к потенциальным работникам (выпускникам с инвалидностью) предоставляется работодателями. Кроме того, организации-работодатели привлекаются БПОО в качестве баз для проведения учебной и производственной практики, проведения квалификационных экзаменов, участия в государственных экзаменационных комиссиях, проведения конкурсов профессионального мастерства.

  • достижение количественных показателей по доступности СПО для инвалидов, предусмотренных Государственной программой «Доступная среда» и Межведомственным комплексным планом мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8).