Типовое положение о порядке организации обучения и сертификации экспертов, привлекаемых к конкурсам профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Согласовано
Заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО
Министерства образования и науки
Российской Федерации

____________/Т.В. Рябко/
5 июля 2016 г.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ,
ПРИВЛЕКАЕМЫХ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации обучения и  сертификации экспертов, привлекаемых к конкурсам профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

Эксперт - лицо, обладающее достаточной профессиональной компетенцией (знаниями и опытом по определенной профессии) и специальными компетенциями, связанными с контингентом участников для осуществления экспертизы и оценки результатов работы конкурсантов (Участников).

 1.2. Обучение экспертов проводится с целью обеспечения организации, подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья высококвалифицированными специалистами и формирования экспертного сообщества системы среднего специального образования данной категории обучающихся. 

1.3. Обучение и аттестация экспертов проводится в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов»;

  • Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2015 г. № 1297;

  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

  • Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденными Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотаревой 20 апреля 2015 г. № 06-830вн;

  • Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;

  • Концепцией проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями, согласованной с Министерством образования и науки Российской Федерации 15 июня 2016 г. № 06-599.

1.4.  Направлениями экспертной деятельности в сфере организации, подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации выступают:

  • разработка содержания конкурсных заданий и критериев их оценки в соответствии с компетенциями конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • определение соответствия базовых конкурсных площадок общим требованиям к оснащению места проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и специфическим требованиям к оборудованию и оснащению для участников с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; хроническими соматическими заболеваниями;

  • информирование участников конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о конкурсных заданиях, критериях оценки их выполнения;

  • контроль за соблюдением участниками условий выполнения конкурсных заданий, норм и правил охраны труда;

  • контроль наличия и соответствия оборудования, учитывающего особенности ограничений студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями, участвующих в конкурсах профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • оценка выполнения конкурсных заданий участниками конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  •  определение предварительного списка претендентов на призовые места конкурсов профессионального мастерства по каждой конкурсной номинации.

Эксперт вправе осуществлять экспертную деятельность при наличии сертификата.

2. Требования, предъявляемые к экспертам

2.1. Экспертами могут выступать высококвалифицированные руководящие и педагогические работники профессиональных образовательных организаций, включая руководителей и специалистов учреждений высшего образования и дополнительного профессионального образования, при наличии у них сертификата эксперта.  

2.2. Эксперт должен обладать специальными познаниями в профессиональной сфере (образовательной области) по профилю экспертной деятельности, а также в области образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

2.3.  Кандидат в эксперты должен иметь:

  • высшее профессиональное образование в соответствии с оцениваемыми компетенциями и/или высшую квалификационную категорию по должности (специальности), соответствующей профилю экспертной деятельности и/или другие подтверждения личных профессиональных достижений (публикации, патенты, призовые места в профильных конкурсах федерального и международного уровня, награды);

  • стаж педагогической работы в профессиональных образовательных организациях, в соответствующей должности не менее 6 лет;

  • удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации или переподготовки в области специального (дефектологического) образования (в количестве 72 часов).  

2.4. Эксперт должен обладать: 

  • опытом участия в подготовке, организации и проведении конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • опытом разработки конкурсных заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • способностью к проведению независимой, объективной, интегративной оценки результатов профессиональной деятельности студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • способностью к междисциплинарному и партнерскому сотрудничеству и взаимодействию; 

  •  способностью и возможностей к трансляции передового опыта подготовки и участия студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в конкурсах профессионального мастерства. 

2.5. В процессе подготовки, организации и проведения конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эксперт обеспечивает:

  • объективность, всесторонность и полноту проведения профессиональной оценки выполнения конкурсных заданий участниками конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;  

  • конфиденциальность полученной в результате своей деятельности информации;

  • соблюдение этических норм как в отношении участников конкурса, так и в отношении соблюдения регламента конкурса;

  • независимость своей деятельности.

2.6. Деятельность эксперта осуществляется на основании договора оказания услуг, заключенного с Координационным советом конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  

3. Обучение экспертов

3.1. Обучение (подготовка) кандидатов в эксперты, привлекаемых к конкурсу профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется на площадке базовой профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации, реализующей программы среднего профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ, либо в учреждениях высшего образования или дополнительного профессионального образования, уполномоченных  Координационным советом конкурса.  

Программа обучения (подготовки) кандидатов в эксперты, включающая профессиональные и специальные (дефектологические) вопросы, разрабатывается профессиональной образовательной организацией субъекта Российской Федерации и согласовывается с Координационным советом конкурса.

3.2. Прием на обучение кандидатов в эксперты осуществляется на заявительной основе при наличии рекомендации (включения в рекомендательный список) от образовательной организации, реализующей адаптированные программы среднего профессионального образования.    

4. Порядок сертификации экспертов

4.1. Для проведения сертификации экспертов на базе учреждения, осуществляющего обучение (подготовку) экспертов, создается квалификационная комиссия.

В состав квалификационной комиссии входят не менее 3 человек -представителей Координационного совета чемпионата профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональных образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования по профилю конкурса; общественных организаций, в том числе общественных организаций инвалидов.

4.2. Состав квалификационной комиссии утверждается приказом руководителя соответствующей образовательной организации после согласования с Координационным советом чемпионата профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

 4.3. Кандидат в эксперты для зачисления на обучение лично предоставляет в квалификационную комиссию следующие документы:

  •  Заявление по установленной форме (приложение № 1);

  •  Портфолио кандидата, которое содержит копии дипломов (диплома), иных документов о профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовке; копию трудовой книжки, засвидетельствованную по последнему на момент подачи документов месту работы;

  • публикации, награды, патенты и иные материалы; 

  •  Рекомендацию, представляющую собой отзыв профессиональной образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу среднего профессионального образования в произвольной форме, о способностях кандидата к экспертной деятельности подписанную руководителем организации.

4.4. Сертификация экспертов предусматривает следующие мероприятия:

- прохождение кандидатом в эксперты обучения;

- представление в квалификационную комиссию документов и материалов, указанных в п. 4.3;

- проверку секретарем квалификационной комиссии представленных документов на комплектность;

-анализ квалификационной комиссией представленных сведений на достоверность и соответствие установленным требованиям;

-проведение собеседования с кандидатом в эксперты (при необходимости);

- принятие решения квалификационной комиссией;

- выдачу сертификата. 

 Материалы, представленные для сертификации, квалификационная комиссия рассматривает очно.

4.5. Основанием для выдачи сертификата является решение квалификационной комиссии.

4.6.  Комиссия вправе отказать кандидату в эксперты в присвоении статуса эксперта в случае установления неполноты представленных в соответствии с перечнем документов, недостоверности содержащихся в документах сведений,

4.7.  При положительном решении квалификационной комиссии эксперту выдается сертификат установленного образца.

Приложение № 1

К Типовому положению
об обучении экспертов конкурсов
профессионального мастерства
среди студентов инвалидов
и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
в Российской Федерации

В квалификационную комиссию по сертификации экспертов
___________________________________________
(наименование образовательной организации)
от ___________________________________________
(Ф.И.О)
__________________________________________
(место работы, наименование учреждения, должность)
____________________________________________
(почтовый адрес организации)
____________________________________________
(e-mail, телефон, факс организации)
____________________________________________
(домашний или мобильный телефон)

 

З а я в л е н и е

Я, _________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
представляю документы для участия в процедуре сертификации экспертов.
С Положением о  сертификации экспертов,  привлекаемых к проведению  
конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и 
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской 
Федерации   ознакомлен(а).
Сведения, которые я сообщил(а), достоверны.

Приложения:
  1. Портфолио эксперта;
  2. Список публикаций;
  3. Рекомендация – отзыв.
__________                    __________________________            ____________________
    дата                           подпись заявителя                расшифровка подписи