Методические рекомендации по разработке программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих среднее профессиональное образование лиц с ОВЗ, относимых к разным нозологиям


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ,
ОТНОСИМЫХ К РАЗНЫМ НОЗОЛОГИЯМ (СЛАБОВИДЯЩИМ, СЛЕПЫМ,
СЛАБОСЛЫШАЩИМ, ГЛУХИМ, ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, С АУТИСТИЧЕСКИМИ
РАССТРОЙСТВАМИ, С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ),
И СПЕЦИАЛИСТОВ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
ПО НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К ВИДУ, УРОВНЮ И ИНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОБРАЗОВАНИЯ
И КВАЛИФИКАЦИИ ЛИЦ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИЛИ УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Возможные наименования должностей, профессий – преподаватель.

Требования к образованию и обучению:

  • среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);

  • при отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства;

  • для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года;

  • педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы:

Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

Особые условия допуска к работе:

  • Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

  • Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации;

  • Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности;

  • Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО;

  • Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации;

  • Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП;

  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

Обобщенные трудовые функции:

  • преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации;

  • организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности;

  • организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО;

  • организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации;

  • научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП;

  • характеристика профессиональных компетенций лиц, реализующих или участвующих в реализации адаптированных образовательных программ, которые нуждаются в дополнении, расширении или формировании в связи с современными подходами к образованию лиц с ОВЗ и инвалидов, а также с учетом действующих нормативных требований к получению образования данными категориями обучающихся.

Возможные наименования должностей, профессий – мастер производственного обучения.

Требования к образованию и обучению:

  • среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

  • при отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства;

  • для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года;

  • педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы:

Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Особые условия допуска к работе:

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

  • прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности;

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возможные наименования должностей, профессий – преподаватель-мастер производственного обучения.

Требования к образованию и обучению:

  • среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;

  • при отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства;

  • рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы:

Рекомендуется опыт работы преподавателем, мастером производственного обучения не менее одного года.

Особые условия допуска к работе:

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

Обобщенные трудовые функции:

  • организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

  • педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся;

  • разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса;

  • организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО;

  • создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО;

  • социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии.

Возможные наименования должностей – психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации.

Требования к профессиональному образованию и обучению:

Высшее образование по профильным направлениям.

Особые условия допуска к работе: к работе:

Не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

Обобщенная трудовая функция:

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;

  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;

  • психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;

  • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;

  • коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;

  • психологическая диагностика детей и обучающихся;

  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;

  • психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях);

  • оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

Возможные наименования должностей, профессий – учитель-дефектолог (сурдопедагог).

Требования к образованию и обучению:

Высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области сурдопедагогики.

Особые условия допуска к работе:

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Трудовые действия:

  • определение типа образовательной программы с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями слуха;

  • планирование уроков (занятий), специальных коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, обучающихся с нарушениями слуха;

  • организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе;

  • обеспечение формирования и развития словесной речи в устной и письменной формах при использовании в процессе образования соотношения разных форм речи – словесной (устная, письменная, устно-дактильная) и жестовой (калькирующая жестовая речь и разговорный жестовый язык), с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, обучающихся с нарушениями слуха с целью достижения качественного образования, наиболее полноценного личностного развития, социальной адаптации;

  • применение в процессе обучения и воспитания стационарной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, беспроводной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов с учетом медицинских показаний, индивидуальных особенностей обучающихся;

  • организация основных видов деятельности обучающихся с нарушениями слуха в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, своеобразия общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей;

  • организация деятельности обучающихся c нарушениями слуха по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, в том числе со слышащими детьми и взрослыми;

  • обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух, за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью лиц с нарушенным слухом;

  • осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития;

  • корректировка организации, содержания и технологий образовательного процесса с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования.

Возможные наименования должностей, профессий – учитель-дефектолог (тифлопедагог).

Требования к образованию и обучению:

Высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области тифлопедагогики.

Особые условия допуска к работе:

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем;

  • организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

  • разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся;

  • осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.

Возможные наименования должностей, профессий – учитель-дефектолог (олигофренопедагог).

Требования к образованию и обучению:

Высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области олигофренопедагогики.

Особые условия допуска к работе:

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем;

  • организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

  • разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;

  • осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.

Возможные наименования должностей – социальный педагог, тьютор.

Требования к образованию и обучению:

СПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400) (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации), по направлению «Социальная работа» (040400) (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации) Высшее, бакалавриат по направлению «Психолого- педагогическое образование» (050400) (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации). Высшее, бакалавриат по направлению «Социальная работа» (040400)) (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации). Высшее, бакалавриат по направлению "Педагогика" (540600) (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации). Высшее, магистратура по направлению «Психолого- педагогическое образование» (050400) (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации), магистратура по направлению «Социальная работа» (040400)) (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации). Высшее, магистратура по направлению "Педагогика" (в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации).

Особые условия допуска к работе:

  • положительное медицинское заключение после прохождения предварительного (при приеме на работу) и периодических обследований (не реже одного раза в год);

  • справка об отсутствии судимости за преступления против 14 жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

  • выявление особенностей социальной ситуации развития ребенка в семейной, внешкольной среде на разных возрастных этапах;

  • осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся (воспитанников, детей), их родителей (лиц, их замещающих);

  • содействие созданию в социуме обстановки психологического комфорта и социальной безопасности личности обучающихся, обеспечение охраны их жизни и здоровья;

  • социально-педагогическое сопровождение ребёнка, находящегося в трудной жизненной и социально опасной ситуации.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЦ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ИЛИ УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
КОТОРЫЕ НУЖДАЮТСЯ В ДОПОЛНЕНИИ, РАСШИРЕНИИ ИЛИ ФОРМИРОВАНИИ
В СВЯЗИ С СОВРЕМЕННЫМИ ПОДХОДАМИ К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ,
А ТАКЖЕ С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К ПОЛУЧЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ДАННЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Компетенции тьютора

 

Наименование результата обучения

ПК

способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченные возможности здоровья;

готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

ОК

способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм по отношению к лицам с ОВЗ и инвалидностью;

Компетенции социального педагога

 

Наименование результата обучения

ПК

готовность к социально-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением;

способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью интеграции обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в социум.

ОК

способность к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм.

Компетенции педагога-психолога

 

Наименование результата обучения

ПК

готовность к психологическому сопровождению обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением.

ОК

готовность к осуществлению психологического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Компетенции педагога-дефектолога

 

Наименование результата обучения

ПК

готовность к коррекционно-педагогическому сопровождению СПО лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

ОК

готовность к осуществлению коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Компетенции педагога

 

Наименование результата обучения

ПК

готовность к планированию образовательной деятельности с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения образовательного процесса в организациях СПО.

ОК

готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, определяющими статус лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательном пространстве.

Компетенции мастера трудового обучения

 

Наименование результата обучения

ПК

готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения образовательного процесса в организациях СПО.

готовность к планированию образовательной деятельности с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

ОК

готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, определяющими статус лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательном пространстве.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
ПО ОСОБЕННОСТЯМ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ, ОТНОСИМЫХ К РАЗНЫМ НОЗОЛОГИЯМ (СЛАБОВИДЯЩИМ, СЛЕПЫМ, СЛАБОСЛЫШАЩИМ, ГЛУХИМ,
ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА) ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИЯМ
(СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ) СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗНИКАЮЩИХ
В СВЯЗИ С ЭТИМ ТРЕБОВАНИЯМ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ И ИНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ,
УЧАСТВУЮЩИМ В РЕАЛИЗАЦИИ ТАКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования ориентированы на решение следующих задач:

- создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

- повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования содержит комплекс учебно-методической документации: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - адаптированная образовательная программа) должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Рекомендуются следующие варианты реализации адаптированных образовательных программ:

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся. В этом случае адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей;

- обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся, или увеличенные сроки обучения. В этом случае в адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины, а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей;

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае возможно освоение им образовательной программы в увеличенные сроки обучения и введение в адаптированную образовательную программу адаптационных дисциплин, предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей.

Вариант реализации адаптированной образовательной программы для конкретного обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяется образовательной организацией в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации.

Реализация адаптированной образовательной программы в обязательном порядке должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья и обеспечивать реализацию их особых образовательных потребностей.

К реализации адаптированной образовательной программы рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тифлосурдопереводчиков.

Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. Необходимо предусмотреть для них обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области технологий инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии. Для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания модулей, для дополнительных индивидуальных консультаций и занятий с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется привлекать тьюторов - преподавателей, владеющих предметом и являющихся ассистентом преподавателя по изучаемому курсу (или обучающихся старших курсов, хорошо знающих предмет). Рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе преподавателя с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем, мастером производственного обучения: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем (мастером производственного обучения) и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе таких консультаций снимается много вопросов, связанных с индивидуальным темпом освоения учебного материала этой категории обучающихся. При наличии в учебных группах обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо отводить больше времени на индивидуальную работу с этими обучающимися, так как у них есть четко обозначенный запрос на индивидуальную работу, которую можно было бы назвать воспитательно-психологической. Такой запрос является формой поиска эмоциональной социальной поддержки, тогда как запрос на консультации по предмету - формой поиска инструментальной социальной поддержки.

Адаптированная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и учебно-методическими комплексами по всем дисциплинам. Содержание каждой из дисциплин (курсов, модулей) рекомендуется размещать в сети Интернет на сайте образовательной организации. При проведении учебных занятий рекомендуется использование мультимедийных комплексов, электронных учебников и учебных пособий, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин, модулей, практик.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения, адаптированного при необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В случае лицензирования программного обеспечения образовательная организация должна иметь количество лицензий, необходимое для обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

для лиц с нарушен