Методика оценки и прогнозирования потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКОВ
ПОЛУЧЕНИЯ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
О КОЛИЧЕСТВЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ,
ЖЕЛАЮЩИХ ОБУЧАТЬСЯ ПО ПРОГРАММАМ СПО И ПО В ДАННОМ СУБЪЕКТЕ РФ

Источниками данных для проведения оценки потребности в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья служат:

1) сведения статистической и иной официальной отчетности (официальных документов) регионального отдела бюро медико – социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ.

2) региональный сегмент Федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам.

3) сведения статистической и иной официальной отчетности (официальных документов) региональных, муниципальных отделов Психолого-медико-педагогических комиссий.

4) результаты анкетирования обучающихся образовательных организаций (их законных представителей), реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью.

МЕТОДИКА КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ
УКАЗАННЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка потребности заключается в определении количественных и качественных характеристик указанных категорий обучающихся.

Для проведения качественной и количественной оценки потребности в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья уполномоченными должностными лицами центральных исполнительных органов государственной власти региона, подведомственных Минобрнауки РФ используют следующие фактические и прогнозные данные:

- контингент обучающихся по нозологиям;

- контингент обучающихся по возрастам;

- контингент среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам (связи с тяжестью нарушений, возрастом наступления ограничений жизнедеятельности и пр.).

- ресурсная сеть образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Регламент оценки  потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Исполнители

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Оценка потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется уполномоченными должностными лицами региональных бюро МСЭ; Федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам; региональных, муниципальных отделов Психолого-медико-педагогических комиссий; образовательных организаций (их законных представителей), реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего, утвержденных постановлением уполномоченного органа.

Показатели, принимаемые во внимание при расчете потребности региона:

  • Общее число профессиональных образовательных организаций в регионе;

  • Число профессиональных образовательных организаций в регионе по данным мониторинга, реализующих программы инклюзивного профессионального образования инвалидов;

  • Наличие в учреждениях профессионального образования безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • Общее число инвалидов в регионе;

  • Число инвалидов в регионе, ориентированных на освоение программ инклюзивного профессионального образования инвалидов;

  • Наиболее востребованы профессии и специальности среднего профессионального образования;

  • Численность абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования;

  • Численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования;

  • Доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования по очной форме обучения;

  • Доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, завершивших освоение образовательных программ среднего профессионального образования относительно численности принятых на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • Наличие вакантных мест на предприятиях региона (для выпускников с ОВЗ);

  • Численность трудоустроенных выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из числа завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования;

  • Доля трудоустроенных и (или) продолживших профессиональное образование выпускников с инвалидностью от общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ,
НЕ ИМЕЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И (ИЛИ)
НЕ ОБУЧАВШИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ,
НО ЖЕЛАЮЩИХ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ДАННЫХ ВИДОВ

Для обеспечения доступности образования, качества среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прогнозирования уполномоченным органам исполнительной власти региона необходимо также выявить инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих профессионального образования и (или) не обучавшихся по программам профессионального обучения, но желающих получить образование данных видов.

С этой целью уполномоченными органами исполнительной власти региона аккумулируются данные региональных (муниципальных) бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и результаты анкетирования обучающихся по программам среднего общего (полного) образования, а также обучающихся по адаптированным программам среднего общего (полного) образования и их законных представителей по установленной форме. Например:

Анкета

1. Возраст

2. Статус (инвалидность или ограниченными возможностями здоровья)

3.Уровень образования.

4. Желание продолжить обучение в системе среднего профессионального образования или профессионального обучения.

5. Приоритетный профиль подготовки.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
УКАЗАННЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ СУБЪЕКТА РФ, РЕАЛИЗУЮЩИМ
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

С целью получения объективной информации о действующей в регионе сети образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также оценки распределения указанных категорий, обучающихся по образовательным организациям субъекта Российской Федерации, реализующим соответствующие образовательные программы уполномоченным исполнительным органом используются данные, указанные в таблице:

Название образовательной организации

Профессии и специальности, которыми можно овладеть в образовательной организации

Нозологические группы обучающихся (кол-во человек)

Нарушения слуха

Нарушения зрения

Интеллектуальные нарушения

Сложный дефект

Соматическое нарушение

 

 

 

 

 

 

Для оценки потребности регионов в специалистах со средним профессиональным образованием, имеющих инвалидность и ограниченными возможностями здоровья рассчитываются показатели, отражающие уровень занятости молодежи со средним профессиональным образованием, имеющих инвалидность и/или ограниченными возможностями здоровья в сравнении с общим уровнем занятости в регионе. Индекс потребности регионов в специалистах со средним профессиональным образованием, имеющих инвалидность и ограниченными возможностями здоровья (Iпр) рассчитывается по следующей формуле:

где:

 - индекс потребности регионов в специалистах со средним профессиональным образованием, имеющих инвалидность и ограниченными возможностями здоровья в i-том регионе

 - доля молодежи со средним профессиональным образованием, имеющих инвалидность и ограниченными возможностями здоровья, в общей численности занятых в i-том регионе

Kiуч.СПО - численность учащихся по программам среднего профессионального образования в i-том регионе

Ni - численность населения в регионе i.

Отношение численности учащихся по программам среднего профессионального образования, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, к численности населения в регионе в данном случае имеет не содержательный характер, а выполняет функцию поправочного коэффициента, позволяющего устранить преимущества регионов с небольшими по масштабам системами среднего профессионального образования, поскольку если численность выпускников относительно невелика, то предложение рабочей силы с данной квалификации на рынке меньше и выпускникам легче трудоустроиться.

КОМПЛЕКТ ПРОЕКТОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ

Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, который принимается (издается) в определенной форме соответствующим органом (должностным лицом), содержит общеобязательные правила поведения, охраняется мерами государственного принуждения и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм.

Настоящая методика разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституции Российской Федерации;

  • Конвенции о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;

  • Федерального закона от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

  • Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской от 01 января 2015 г. № 1297;

  • Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11,1995 N 181-ФЗ (ред. от 25.11.2013);

  • Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р;

  • Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

  • Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

  • Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

  • Комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р.;

  • Перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. №1199;

  • Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513;

  • Приказа Минтруда России от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;

  • Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утверждены Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотаревой 20.04.2015 г. № 06-830вн);

  • Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой 26.12.2013 г. № 06-2412вн);

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292);

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464);

  • Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36);

  • Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Приказа Минтруд России от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» ;

  • Распоряжения Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;

Следует уточнить, что система нормативно-правового регламентирования деятельности образовательной организации находится в постоянном изменении и уточнении. Часть нормативных, правовых регламентов отменены, другие находятся на этапе доработки. В переходный период, до 2016 года, часть методических пояснений, касающиеся проблем организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации продолжают носить рекомендательный характер.

Федеральные законы

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ

  2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

  3. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями на 29 декабря 2015 года)

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации,
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Основные документы, на которые должна ориентироваться администрация образовательной организации при включении СПО в систему инклюзивного образования:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 года № 464 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 22 января 2014 года № 31, от 15 декабря 2014 года № 1580) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 года № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31 января 2014 года № 74)

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 января 2014 года № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 10 декабря 2014 года № 1564 «О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 года № 22»

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 января 2014 года № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 января 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 12 апреля 2011 года № 302н (в ред. Приказов Минздрава России от 15 мая 2013 года № 296н, от 05 декабря 2014 года № 801н) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 4 августа 2014 года № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»

  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

  11. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 №27/9001-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.

Постановления Правительства Российской Федерации

Основные документы, на которые должна ориентироваться администрация образовательной организации при включении СПО в систему инклюзивного образования:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности» (вместе с «Перечнем специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности»)

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Основные документы, на которые должна ориентироваться администрация образовательной организации при включении СПО с в систему инклюзивного образования:

1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 июля 2007 года № 03-1563 «Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «Рекомендациями по организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, неслышащих, слабовидящих)»

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 марта 2014 года № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»)

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 апреля 2015 года № 06-442 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования»)

4. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 11 декабря 2015 года № 16-2/10/П-7704 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящихся к категории инвалидов)»

5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 16 апреля 2015 года № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 02 ноября 2015 года № 05-437 «О направлении информации» (вместе с «Планом мероприятий на период 2015-2017 г.г. по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья от 31 августа 2015 года № АК-67/05 вн»).

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
ИЛИ СНИЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ УКАЗАННЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Современная образовательная политика уделяет особое внимание вопросам развития и повышения эффективности системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система профессиональной подготовки и среднего профессионального образования находится в зоне ответственности субъектов Федерации, поэтому основная работа по решению поставленных задач образовательной политики осуществляется на региональном уровне. Поэтому, выработка решений в сфере развития профессионального образования требует адекватной оценки и прогнозирования потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система оценки (прогнозирования) потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, основанную на единой концептуально-методологической базе.

Выбор и конструирование показателей, отражающих положение дел по направлениям мониторинга, основывается на следующих принципах:

  • показатель должен рассчитываться на основе внешних оценок и проверяемых данных;

  • исходная информация должна быть количественной, а не носить характер суждений;

  • показатели, по возможности, должны опираться на стандартную статистическую отчетность.

Прогноз увеличения или снижения потребности в профессиональном образовании инвалидов строиться на основе оценки количества потенциальных абитуриентов, из числа детей, имеющих инвалидность в школьные годы, а также оценки доли инвалидов, желающих и имеющих физические возможности для продолжения образования. Количественно критерий оценивается через показатели востребованности выпускников учреждений среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на региональном рынке труда и востребованности среднего профессионального образования в регионе со стороны учащихся с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Регламент прогнозирования потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Исполнители

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

Настоящий Порядок определяет содержание и последовательность действий при проведении ежегодном прогнозировании потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Под средним профессиональным образованием инвалидов и лиц с ОВЗ понимается уровень профессионального образования, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики. Под профессиональным обучением инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья понимается «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)». Под понятием «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» подразумевается «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Прогнозирование потребности в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на систематической основе и является одним из этапов развития доступности образовательной среды для данной категории населения.

Прогнозирование потребности в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в целях:

- обеспечения учета контингента обучающихся среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья региона;

- определения приоритетных направлений развития (реформирования) системы среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для сбалансированного и эффективного распределения финансовых ресурсов;

- прогнозирования потребности в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 - создания системы оценки и контроля за удовлетворенностью, доступностью и качеством системы среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка и прогнозирование потребности осуществляется ежегодно органами исполнительной власти субъекта, подведомственными Минобрнауки РФ. Она проводится по каждой нозологической группе в отдельности.

Результаты оценки и прогнозирования потребности обобщаются уполномоченными должностными лицами центральных исполнительных органов государственной власти региона, подведомственных Минобрнауки РФ по форме согласно приложению, к настоящему Порядку и учитываются в реализации процесса развития (модернизации) сети образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве методов определения показателей потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются сегментарная расчетная модель.

Сегментарная модель позволяет определить объем категорий и групп инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении. В роли сегментов могут выступать следующие параметры: нозологические группы обучающихся; возраст обучающихся; ресурсы образовательной сети, выделяемые в аналитических целях.

Сегментарная модель позволяет учесть динамику категорий и групп потенциального контингента обучающихся системы среднего профессионального образования и профессионального обучения субъекта РФ. Данные, полученные при помощи сегментарной модели, могут являться исходными данными для экстраполяционной модели прогнозирования потребности субъекта Российской Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении оценки сегментарной потребности в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выделенные сегменты оценки обобщаются по следующей форме:

Нозологическая группа (нарушения слуха, ОДА, соматическое нарушение, пр.)

Возраст

7-12 лет

Возраст 12-15

Возраст

15-18 лет

Возраст 18+

Уровень образования

Нарушения слуха

 

 

 

 

 

Нарушения зрения

 

 

 

 

 

Нарушения функций ОДА

 

 

 

 

 

Умственная отсталость

 

 

 

 

 

Сложный дефект

 

 

 

 

 

Соматическое нарушение

 

 

 

 

 

РАС

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
УКАЗАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методика прогнозирования распределения детей по образовательным организациям.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья, которые будут зачислены в i-ю образовательную организацию в плановом учебном году, определяется по формуле:

nj – число детей j-й нозологической группы, проживающих на территории транспортной доступности образовательной организации, предполагающих начать получение образование в учреждениях среднего профессионального образования в регионе проживания в плановом учебном году, определяется по формуле:

mj15-17– число детей j-й нозологической группы, проживающих на территории транспортной доступности образовательной организации, в возрасте от 15 до 18 л