Методические рекомендации по реализации сетевых форм организации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная ситуация развития образования характеризуется новыми требованиями к качеству образования всех без исключения обучающихся. Обеспечение доступного, качественного образования непосредственно зависит от возможностей каждого конкретного образовательного учреждения, его наличных ресурсов. Однако ресурсные возможности образовательных организаций для решения инновационных задач не всегда достаточны. Так, образование обучающихся с ограниченными образовательными возможностями (далее ОВЗ), в том числе и профессиональное, требует создания специальных образовательных условий, зависящих от особых образовательных потребностей обучающихся, изменения компетенций педагогических работников, организации психолого-педагогического сопровождения, изменения системы оценивания результатов обучения и др. Возникающее противоречие между новыми задачами и требованиями к качеству образования и существующими возможностями образовательных организаций может быть разрешено за счет ресурсов образовательной сети муниципального, регионального и федерального уровней. Необходимость в создании новых организационных систем, основанных на сетевом принципе взаимодействия, обусловлено возможностью взаимного наращивания потенциала для создания специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ.

Поскольку обучающиеся с ОВЗ имеют разнообразные образовательные потребности, то не может существовать единая модель индивидуального образовательного маршрута. Модели могут отличаться в первую очередь по форме получения образования и форме обучения, а также по типу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Обучение по адаптированным образовательным программам СПО и АОП профессионального обучения может проходить в очной, очно-заочной и заочной форме. При этом закон допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Следовательно, необходимо учесть все варианты сочетаний для разработки наиболее эффективных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ.

Родители (законные представители) могут выбрать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для реализации индивидуального образовательного маршрута своего ребенка или несколько организаций. В Законе «Об образовании в РФ» прописана сетевая форма реализации образовательных программ. Данная форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации адаптированных образовательных программ СПО и АОП профессионального обучения с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В связи с этим в регионе должны быть прописаны модели, при которых образование лица с ОВЗ могут получать как в организации, непосредственно осуществляющей его обучение, так и в организациях с использованием сетевых форм взаимодействия.

Необходимо также предусмотреть включение в вариативные модели взаимодействие с социальными партнерами - общественными организациями, СМИ и другими институтами общества.

Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, не в состоянии реализовать все специальные образовательные условия в соответствии с рекомендациями ПМПК, в реализации индивидуального образовательного маршрута могут принять участие и другие организации. При описании вариативных моделей необходимо уделить особое внимание совместной работе различных организаций и их преемственность. Это также важно при переходе обучающегося с одного уровня образования на другой, т.к. чаще всего реализация образовательной программы на разных уровнях происходит на базе разных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ
ВОЗМОЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Участники сетевого взаимодействия при реализации адаптированных образовательных программ СПО и адаптированных образовательных программ ПО

Участниками сетевого взаимодействия могут быть: образовательные организации, реализующие основную образовательную программу, программы дополнительного образования, адаптированные основные образовательные программы, программы среднего и высшего профессионального образования, научные организации, ППМС-центры, общественные организации, организации здравоохранения и социальной защиты населения, НКО, родительские ассоциации.

При разработке сетевых форм организации адаптированных образовательных программ и СПО адаптированных образовательных программ ПО эффективным будет деление сфер ответственности между участниками сетевого взаимодействия.

ПМПК проводит обследование обучающихся с ОВЗ, разрабатывает рекомендации по организации специальных образовательных условий, консультирует родителей по особенностям ребенка и специальным условиям, необходимым для его образования, оказывает методическую и консультативную помощь образовательной организации.

Бюро МСЭ проводит обследование обучающихся с ОВЗ, разрабатывает ИПРА, консультируется с ПМПК по особенностям ребенка и специальным условиям, необходимым для его образования.

Образовательная организация создает условия для социализации и освоения обучающимся с ОВЗ рекомендованной ПМПК адаптированной образовательной программы.

Центры психолого-медико-социального сопровождения могут организовать поддержку в направлениях: консультирование по различным аспектам создания специальных образовательных условий, оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса, поддержку в вопросах психолого-педагогического сопровождения, проведение коррекционно-развивающих занятий.

Организации, реализующие программы дополнительного образования, создают специальные условия для освоения обучающимся с ОВЗ рекомендованных ПМПК программ дополнительного образования.

Отдельные образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы, проводят программы начальной профессиональной подготовки, программы профессиональной ориентации, обеспечивают потребности в методическом и дидактическом обеспечении образовательного процесса в организации и проведении различных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ.

Научные организации и университеты обеспечивают теоретическую, методологическую, научно-методическую поддержку, экспертную функцию, поддерживают трансляцию опыта для широкой аудитории.

Медицинские организации проводят медицинское обследование обучающихся с ОВЗ, разрабатывают рекомендации для образовательных организаций, предоставляют медицинские реабилитационные услуги.

Организации социальной защиты предоставляют комплекс услуг по социальной реабилитации обучающихся с инвалидностью.

Общественные организации предоставляют родителям и образовательным организациям помощь в соответствии со спецификой своей деятельности (юридическую, консультативную, реабилитационную, обучение по программам дополнительного и профессионального образования, предоставление помощи специалистов, проведение мероприятий и т. д.).

Модели сетевого взаимодействия

При организации сетевых форм реализации АОП СПО и АОП ПО модели могут быть следующие:

  1. Внутренняя сеть структурных подразделений образовательной организации (включающая школы, детские сады, структурные подразделения, осуществляющие деятельность по адаптированным основным образовательным программам, детские сады с группами комбинированного, компенсирующего вида, службами ранней помощи, лекотеками, структурные подразделения СПО и ВПО). Внутренняя сеть позволяет выстроить образовательный маршрут для обучающихся с ОВЗ в соответствии с принципами территориальной доступности и преемственности, позволяет гибко перераспределить имеющиеся в организации ресурсы с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Поскольку все ресурсы находятся в ведении одного юридического лица, то отношения между участниками осуществляется за счет внутренней организационной структуры. Одним из главных организаторов образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ может быть координатор по инклюзии.

  2. Сетевое взаимодействие вокруг ресурсного центра. Эта модель представляет собой интеграцию нескольких образовательных организаций вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет играть роль ресурсного центра. В этом случае каждая из ОО данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения, которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Ресурсный центр обеспечивает сопровождение образовательного процесса кадрами, программами, учебными материалами, специальным оборудованием, проводит консультации педагогов и специалистов. Ресурсными центрами могут быть образовательные организации, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которых достаточен для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся сети.

Взаимодействие между организациями может регулироваться как за счет соглашения о сотрудничестве при этом финансирование деятельности осуществляется за счет финансирования учредителем государственных услуг и работ каждой организации и локальных актов организаций о порядке разработки и реализации адаптированной образовательной программы совместными усилиями образовательной организации, реализующей программы СПО и ресурсным центром. Либо за счет договора о оказании Ресурсным центром услуг образовательной организации.

  1. Аутсорсинг. Идея привлечения сторонних организаций, работающих в режиме аутсорсинга, обоснована дефицитом специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательной организации, реализующей общеобразовательную программу, и недостаточными компетенциями педагогического персонала. Вот почему передача функций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, реализации адаптированных программ и программ дополнительного образования, методическому сопровождению педагогов образовательной организации ППМС-центрами, реабилитационными центрами социальной защиты населения, организациями дополнительного образования может служить примером разрешения проблемы.

В случае психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного процесса могут решаться следующие задачи:

  • организация психолого-педагогических обследований детей с ОВЗ (первичных, промежуточных);

  • выявление детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях;

  • психолого-педагогическое сопровождение реализации индивидуальных учебных планов и адаптированной образовательной программы;

  • проведение совместных заседаний психолого-педагогического консилиума со специалистами ППМС-центра (по особо сложным случаям);

  • проведение мероприятий, тренингов по созданию инклюзивной культуры в организации;

  • формирование педагогической компетентности родителей и вовлечение их в коррекционно-образовательный процесс;

  • разрешение конфликтных ситуаций с родителями;

  • оказание консультативной помощи педагогам;

  • консультирование родителей и подростков с ОВЗ по проблеме организации профориентации и профконсультирования на базе ОУ;

  • проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ на базе образовательного учреждения (индивидуальных и групповых).

При сетевой форме реализации образовательной программы часть государственного (муниципального) задания фактически выполняется другой организацией. В связи с этим возникает вопрос о процедуре передачи полномочий на исполнение этого задания. Согласно общим принципам гражданского права передача выполнения любых видов деятельности юридического лица (в т. ч. части основной уставной деятельности) другим лицам допускается на основании договора в порядке так называемого аутсорсинга. Поскольку в данном случае задание формируется и финансируется учредителем для конкретной организации, зачастую числящейся в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг, то договор о сетевой форме реализации образовательной программы следует согласовать с учредителем. Основанием для согласования (если речь идет о школе) будут являться нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015. При этом образовательная организация, участвующая в реализации данной программы, может быть также указана в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг по усмотрению учредителя в качестве соисполнителя. В случае если несколькими образовательными организациями оказываются платные образовательные услуги по сетевой форме, согласования договора о сетевой форме реализации образовательной программы с учредителем не требуется.

  1.  Партнерское взаимодействие равноправных организаций. Данная модель основана на паритетной кооперации организаций общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов ППМС-центров, организаций социальной защиты и общественных организаций. При партнерском взаимодействии ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник сети имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга для решения определенной задачи. Эта модель основана на распределении образовательных ресурсов. В этом случае обучающимся предоставляется возможность получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным учебным планом в собственной школе и в кооперированных с ней образовательных структурах, в которых есть те предметы и специалисты, которых нет в основной школе.

В случае паритетного взаимодействия обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. Основой функционирования сети являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи. При этом вертикальные связи и соподчинения узлов сети могут меняться в зависимости от решаемой задачи. Образовательные организации-партнеры являются уникальными узлами сети, которые вступают во взаимодействие «по определенному поводу». Решение задачи будет сопровождаться изменениями в механизмах взаимоотношений между элементами сети: каждая новая задача может привести к формированию временной иерархической структуры или некоторого соподчинения. Взаимоотношения между организациями может регулироваться как договором о совместной разработке и реализации адаптированных образовательных программ, так и договором о возмездном оказании услуг.

Механизмы сетевого взаимодействия

При формировании организационной структуры управления сетью как целостной совокупности управляющей и управляемой подсистем, составляющих их звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления, необходимо учитывать специфические характеристики сетевого взаимодействия:

Управленческие:

  • наличие целостных многоцентровых объединений ОО;

  • единый комплекс взаимоувязанных стратегий их развития;

  • фрактальная структура;

  • смягченная и расщепленная должностная иерархия;

  • специализация всех членов сети и пр.;

Организационные:

  • взаимоувязанные модели доступа к сетевым образовательным программам;

  • нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение процесса реализации вариативных сетевых образовательных программ, в том числе и с использованием механизма оценки стоимости сетевой образовательной услуги.

Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия строится на основе договора-оферты. Договор является тем фундаментом, на котором построено взаимоотношение участников сетевого взаимодействия. Договор может предусматривать как услуги сервиса и поддержки, имеющие разовый характер и ограниченные началом и концом проведения мероприятий в рамках оказываемых услуг, так и услуги по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Источниками финансирования расходов при реализации договора внешними исполнителями выступают бюджетные ассигнования, предусмотренные на развитие образовательных организаций, средства целевых программ, а также собственные средства образовательных организаций (от оказания платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, безвозмездные поступления и др.).

Можно выделить как минимум две модели сетевого управления образовательных и иных организаций:

  1. Структурно-функциональная модель сетевого управления.

  2. Проектная модель сетевого управления.

Структурно-функциональная модель сетевого управления включает такие основные элементы, как:

1) цели сети;

2) уровни управления;

3) совокупный субъект управления каждого уровня;

4) содержание деятельности субъектов управления;

5) их взаимосвязи;

6) критерии эффективности управленческого труда.

Возможен и альтернативный вариант, при котором будет в рамках проектной модели управления создан новый орган управления – управленческо-педагогическая команда (далее ‒ УПК), которая бы решала вопросы сетевого взаимодействия. В этом случае по вертикали и по горизонтали возможна специализация распределения основных функций при их одновременной интеграции; четкое определение количества труда, необходимого для обеспечения сетевого учебно-воспитательного процесса. Такая модель представляет демократическую систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления; определяет баланс задач всех органов со структурой целей, оптимизацию соответствия между задачами, полномочиями и ответственностью органов управления.

Основные функции УПК:

  • запрашивает, обобщает информацию о кадровых, методических, материально-технических ресурсах общеобразовательных учреждений сети;

  • согласует учебные планы общеобразовательных учреждений сети;

  • составляет перечень методических ОМО, коррекционно-развивающих программ, культурно-досуговых мероприятий, реализуемых в условиях сетевого взаимодействия;

  • запрашивает у общеобразовательных учреждений сети информацию о выборе, составляет сетевую карту спроса и предложения;

  • формирует сменные группы, составляет сетевое расписание;

  • анализирует информацию об образовательных ресурсах образовательных учреждений других типов и видов, которые могут быть использованы для реализации общеобразовательных программ и коррекционно-развивающих программ;

  • анализирует информацию о ресурсах необразовательных учреждений и организаций, которые могут быть использованы для реализации инклюзивного образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия;

  • составляет транспортную карту;

  • вырабатывает предложения и рекомендации для общеобразовательных учреждений сети по использованию ресурсов образовательных и необразовательных учреждений и организаций для реализации инклюзивного образовательного процесса;

  • вырабатывает предложения, рекомендации по изменению в нормативной базе общеобразовательных учреждений для организации эффективного взаимодействия;

  • утверждает локальные акты сети (положение о совете; договор о сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений).

Вопросы сетевого взаимодействия могут решаться так же координатором по инклюзии, которого назначает руководитель образовательной организации, на уровне внутренней сети образовательной организации или координатором внешней сети, который определяется советом директоров.

Основной целью работы координатора по инклюзии образовательной организации является обеспечение эффективного междисциплинарного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из условий успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей в среду образовательной организации, а также адаптации образовательной организации к новым условиям функционирования.

Основные задачи деятельности координатора:

1. Поддержка деятельности администрации в направлении развития инклюзивной культуры в образовательной организации.

2. Участие в определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в организации адаптированных образовательных программ СПО.

3. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации и педагогов по организации адаптированных образовательных программ СПО и адаптированных образовательных программ ПО.

4. Организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов – учителей, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения.

5. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательной организации, так и «вне» ее.

6. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению обучающихся с ОВЗ в группу сверстников и в образовательный процесс, оценка процесса адаптации и динамики развития.

7. Координация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе участников психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

8. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи.

9. Организация взаимодействия с родителями обучающихся.

10. Планирование и координация работы по связям ОО с дополнительными сетевыми партнерами в целях создания специальных условий для сопровождения ребенка с ОВЗ:

- МСЭ;

- территориальной ПМПК;

- с отдельными образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы;

- ОО, предоставляющими услуги дополнительного образования;

- медицинскими организациями;

- организациями, оказывающими социальную поддержку;

- производственными организациями (производством);

- ДОУ ‒ СОШ и др. (в том числе общественными организациями)

- некоммерческими организациями.

11.  Предоставление администрации образовательной организации, педагогическому коллективу информации о содержании и конкретных технологиях реализации адаптированных программ; о конкретных мероприятиях, организованных учреждениями-партнерами в данном направлении.

12.  Анализ и обобщение результатов деятельности педагогического коллектива в области развития инклюзивной практики, представление отчета администрации школы, систематизация методических и информационных материалов; организация трансляции опыта работы в данном направлении по запросу других образовательных организаций.

Порядок создания для обучающегося с ОВЗ специальных образовательных условий в образовательной организации следующий:

  1. Обучающийся поступает в ОО.

  2. Педагоги ОО проводят диагностику, на основании результатов которой обращаются за помощью к специалистам внутреннего психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк) образовательной организации (далее ‒ ОО).

  3. Специалисты ПМПк ОО, с разрешения родителей (в присутствии родителей), коллегиально проводят первичную диагностику актуального состояния ребенка и составляют заключение, в котором прописывают свои рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающегося.

  4. Специалисты ПМПк ОО проводят просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) ребенка, в целях формирования у них мотивации для прохождения ребенка через территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ‒ ПМПК).

  5. Специалисты ПМПк ОО готовят пакет документов на обучающегося для представления в ПМПК (характеристики, заключение ПМПк ОО, результаты деятельности обучающегося и т. д.).

  6. Родители ребенка обращаются в территориальную ПМПК, после прохождения которой ребенок получает статус «ребенок с ОВЗ», а родители ‒ рекомендации, в которых прописаны специальные образовательные условия для включения ребенка в образовательную и социальную среду образовательной организации. В соответствии с рекомендациями образовательная организация будет создавать условия, адаптировать образовательную программу, составлять индивидуальный учебный план и т. д.

  7. С заключением ПМПК, в котором прописаны необходимые для ребенка специальные условия, родитель обращается к администрации (координатору по инклюзии).

  8. Координатор по инклюзии или администратор ОО (базовой организации) организует с привлечением специалистов ПМПк, педагогов, родителей разработку, реализацию и контроль над реализацией необходимых условий для включения ребенка в образовательную и социальную среду образовательной организации. А также мониторит «внутренние» ресурсы ОО и при необходимости разрабатывает и реализует варианты сетевого взаимодействия с образовательными организациями для сопровождения ребенка в соответствии с его адаптированной образовательной программой.

Специальные условия могут включать в себя:

  1. Адаптацию среды и условий: архитектурные условия и специальное оборудование (напр.: технические ‒ для слабовидящих и слабослышащих детей, вертикализаторы и специальные столы ‒ для детей с двигательными нарушениями; дидактические пособия и др.).

  2. Адаптацию образовательной программы.

  3. Коррекционно-развивающую работу.

  4. Использование программ дополнительного образования в целях развития различных компетенций (моторики, двигательной активности – спортивные секции, художественно-эстетическое развитие – художественные студии, музыкальные кружки и т. д., в том числе развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка).

В зависимости от особенностей развития ребенка, рекомендаций ПМПК, «внутренних» и «внешних» ресурсов образовательной организации возможны следующие варианты сопровождения ребенка:

  1. Если ОО во внутреннем ресурсе имеет необходимых для работы с данным ребенком специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т. д.) и педагогов дополнительного образования, то:

- адаптировать образовательную программу будут штатные специалисты ОО совместно с педагогами ОО;

- реализовывать коррекционно-развивающую работу можно на базе ОО силами штатных специалистов ОО;

- программы дополнительного образования ОО также может реализовывать силами штатных педагогов дополнительного образования;

- за обеспечение среды необходимыми техническими средствами, методическими пособиями отвечает руководитель и администрация ОО.

  1. Если ОО во внутреннем ресурсе не имеет необходимых для работы с данным ребенком специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т. д.) и в ОО нет штатных педагогов дополнительного образования, то:

- для адаптации образовательной программы, в помощь педагогам ОО, необходимо найти нужных специалистов. Для этого можно организовать взаимодействие со следующими организациями, на базах которых работают специалисты нужной квалификации:

а) территориальной ПМПК;

б) Ресурсным центром;

в) отдельными образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ разных категорий;

г) территориальными центрами психолого-медико-педагогического сопровождения (ЦПМСС);

д) другими образовательными организациями, на базах которых работают специалисты нужной квалификации;

- для реализации коррекционно-развивающей работы также необходимо будет организовать взаимодействие со следующими организациями, на базах которых работают специалисты нужной квалификации:

а) территориальной ПМПК;

б) РЦ;

в) образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ разных категорий (СКОУ);

г) территориальными центрами психолого-медико-педагогического сопровождения (ЦПМСС);

д) другими образовательными организациями, на базах которых работают специалисты нужной квалификации;

е) реабилитационными центрами органов социальной защиты населения.

- для реализации рекомендованных программ дополнительного образования необходимо будет организовать взаимодействие со следующими организациями:

а) центрами дополнительного образования;

б) спортивными школами;

в) другими образовательными и иными организациями, на базах которых предоставляются необходимые ребенку услуги дополнительного образования (организациях социальной защиты и некоммерческими организациями).

Система дополнительного образования может дать ребенку большой ресурс в рамках развития коммуникативных навыков, социализации, художественно-эстетического развития, в сфере начального профессионального образования и большое поле для возможностей самореализации.

Сетевые партнеры могут реализовать определенные части образовательной программы и сотрудничают на договорной основе. Возможны следующие варианты взаимодействия:

  1. Специалисты партнерской организации, в соответствии с условиями договора, работают в рамках базовой организации (т. е. выезжают на базу организаций СПО на определенное договором время для индивидуальной/подгрупповой работы с обучающимися).

  2. По предварительной договоренности с родителями занятия проходят на базе партнерской образовательной организации (т. е. родители или обучающийся самостоятельно в заранее оговоренное время посещает партнерскую ОО для занятий с необходимым специалистом, педагогом, а также групповых занятий в секциях и кружках и т. д.).

Для продуктивной работы сетевого взаимодействия, на территориях необходимо создать информационную базу услуг и специалистов, которые есть в различных организациях. При наличии такой базы родители и любая организация будет знать, где сопровождают детей с определенным типом нарушений, сможет своевременно найти того или иного специалиста, нужное подразделение или необходимую услугу дополнительного образования.

Нормативно-правовые акты, регулирующие сетевое взаимодействие при организации адаптированных образовательных программ СПО адаптированных образовательных программ ПО

При заключении договоров между участниками сети организации становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Средствами правового регулирования сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях выступают:

- устав образовательного учреждения;

- договор образовательного учреждения с учредителем;

- комплект локальных актов, определяющий условия и порядок заключения соглашений и договоров со сторонними образовательными организациями и организациями, обеспечивающими совместную реализацию адаптированных образовательных программ.

Согласно подп. «г» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966, при использовании лицензиатом сетевой формы реализации образовательных программ, у него должен быть договор, заключенный между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанные и утвержденные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательные программы в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По типу договор о сетевой форме реализации образовательной программы может быть договором возмездного оказания услуг, безвозмездного оказания услуг или смешанным, т. е. содержащим элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Для понимания содержательной части договора о сетевой форме реализации образовательной программы необходимо исходить из того, что п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа определяется как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Из этого следует, что организации, являющиеся сторонами договора о сетевой форме реализации образовательной программы, должны действовать в рамках общего учебного плана и календарного учебного графика, а также использовать единые, соответствующие данной программе оценочные и методические материалы. При этом учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) и иные элементы «комплекса» могут быть распределены между организациями согласно имеющимся у них ресурсам с тем, чтобы обеспечить более качественную реализацию единой образовательной программы.

Если образовательная программа реализуется за счет бюджетных средств в порядке обеспечения права на бесплатное образование в рамках государственного (муниципального) задания и соответственно оплачивается средствами бюджетной субсидии на выполнение такого задания, то в договоре должны быть прописаны:

1) расчеты сторон за оказываемые образовательные услуги;

2) порядок и сроки оплаты услуг:

  • со стороны организации, исполняющей часть образовательной программы;

  • со стороны организации, осуществляющей образовательную деятельность и получающей бюджетную субсидию на выполнение задания на осуществление такой образовательной деятельности.

Комплект локальных актов обеспечивает регулирование всех деталей образовательного процесса в рамках сетевого обучения.

Комплект локальных актов является приложением к уставу образовательного учреждения, обеспечивающим регулирование всех деталей образовательного процесса.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
П