--> УКСИВТ

Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями

КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

 

Определения, обозначения и сокращения

3

I

Основные характеристики проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями в Российской Федерации

5

II

Цели и задачи концепции, принципы проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями в Российской Федерации

12

III

Основные направления совершенствования проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями;

17

IV

Перечень необходимых организационных мероприятий, которые должны быть проведены для обеспечения проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне базовых профессиональных образовательных организаций, создаваемых в субъектах Российской Федерации, как ресурсных центров организации и методического обеспечения среднего профессионального образования и профессионального обучения в субъекте Российской Федерации

22

V

Перечень необходимых нормативных правовых и локальных актов, которые должны быть приняты на уровне субъекта Российской Федерации и базовой профессиональной образовательной организации;

26

VI

Перечень необходимого оборудования для оснащения базовой профессиональной организации, учитывающий типы и количество нозологий студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями, участвующих в конкурсах профессионального мастерства

31

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

РФ – Российская Федерация

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

БПОО – базовая профессиональная  образовательная организация

НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата

ООП – особые образовательные потребности

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

 

Базовая профессиональная образовательная организация − профессиональная образовательная организация, обеспечивающая обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Конкурс − соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

Профессиональная подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) − это процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

I.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последние годы происходит повышение интереса к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости повышения социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.

Под профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью,  понимается   процесс   профессиональной   реабилитации   в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование инвалидов направлено на формирование у них социальной и профессиональной компетентности, сохранение и укрепление их здоровья и на этой основе повышение их трудового потенциала, что обеспечивается созданием специальных условий получения профессионального образования.

Вступление в действие с 01.09.2013 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» актуализирует проблему обеспечения доступности качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях всех уровней независимо от того, в каких условиях оно осуществляется – совместно с другими обучающимися, в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Статья 79). Преломляя формулировку указанной статьи закона с позиций получения профессионального образования лицами с ОВЗ, необходимо подчеркнуть важность и своевременность поиска эффективных путей и средств образовательной деятельности, которые будут обеспечивать не только качественную подготовку специалистов по востребованным на рынке труда профессиям/специальностям, но и успешность их социальной и трудовой интеграции.

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение доступности среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня получение качественного профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, значительно расширяет их возможности для профессионального самоопределения и последующего трудоустройства.

Современный рынок труда предъявляет новые требования к подготовке молодых специалистов. Основным условием приема на работу сегодня является не только наличие документа об окончании образовательной организации, но и опыт успешной практической деятельности по полученной специальности. Социальная адаптация, занятость молодежи и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики страны, области. Педагогические работники профессиональной образовательной организации должны не только дать теоретические и практические знания, умения, навыки выпускникам, но и сформировать в них уверенность, позволяющую найти свое место на рынке труда, подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию при трудоустройстве. В условиях рыночной экономики особенно возрастает значение профессионального мастерства квалифицированных рабочих, так как именно они востребованы на рынке труда.

Сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях не имеющих ограничения жизнедеятельности нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных специалистов, способствует расширению активного профессионального общения, созданию инновационного образовательного пространства.

Опыт проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации носит фрагментарный, единичный характер, что ограничивает возможность использования этого механизма, повышения мотивации к успешной профессиональной деятельности среди обучающихся данной категории. Разработка единой концепции проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации позволит повысить качество профориентационной работы в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и привлечь  внимание потенциальных работодателей к специалистам, имеющим ограничения жизнедеятельности.

Система работы, способствующая личностно-профессиональному становлению молодых специалистов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, освоивших программу среднего профессионального образования или профессионального обучения, включает в себя и участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях. Участие в конкурсе - это возможность заявить о своих открытиях, достижениях, найти единомышленников и вдохновение для новых свершений.

Концепция конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья– это ресурс развития системы среднего профессионального образования и профессионального обучения. Привлечение различных субъектов образовательной системы в конкурсы профессионального мастерства в качестве участников, организаторов, экспертов создает мотивационные условия для развития инновационной деятельности, обеспечивает расширение пространства активного включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную среду.

Концепция  конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья– это индикатор качества среднего профессионального образования и профессионального обучения, трудовой реабилитации для данной категории обучающихся. Универсальный инструментарий оценки конкурсных испытаний позволяет в открытой форме соревнования объективно и  всесторонне оценить уровень профессионального мастерства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конкурсы профессионального мастерства для студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это форма повышения компетентности, толерантности различных субъектов образовательной системы (организаторов, участников, экспертов, работодателей, общественности).

Конкурсы профессионального мастерства для студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья– это эффективная форма распространения опыта профессиональной подготовки данных категорий по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения. В рамках конкурса участники демонстрируют лучшие образцы профессиональной практики специалистов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, освоивших программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, что является основой для развития системы профессионального образования и системы трудоустройства.

Обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья участие в подобных конкурсах важно и необходимо. У них формируется ответственность и добросовестное отношения к труду, развитие творческого мышления, профессионального интереса, коммуникативных качеств, позволяющих найти свое место на рынке труда, правильно   адаптироваться к условиям взрослой   жизни. Особенностью организации работ для подростков с ограниченным интеллектом является недостаточная их активность к познанию, восприятию новых знаний, которая необходима для осмысления информации. Поэтому включение в соревновательную деятельность формирует в них уверенность, прививает самостоятельность и дисциплинированность, что важно для дальнейшей социальной адаптации.

 При проведении конкурса профессионального мастерства для обучающихся с инвалидностью необходимо учитывать ряд фактов:

1. Обучающиеся данной категории быстро утомляются, поэтому при проведении теоретической части конкурсные задания должны быть разнообразными по содержанию, для снятия утомляемости необходимо включать тренинги или динамические паузы.

2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут длительно концентрировать внимание, усваивать новую информацию, они не сразу включаются в работу, начинают выполнять задание и не всегда могут контролировать свои эмоции как положительные, так и отрицательные. Нужно учитывать динамику работоспособности обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья и использовать динамические паузы, физкультминутки для восстановления психофизической активности.

3. У обучающихся с инвалидностью низкая активность восприятия и развития мышления, поэтому необходимо использовать больше ярких примеров, наглядности, по ходу конкурса проверять правильность понимания поставленного вопроса, задания, один и тот же материал предоставлять в различных вариантах.

4. Обучающиеся таких групп чувствительны к мнению взрослых и окружающих, они обидчивы, хотят казаться лучше, стремятся к тому, чтобы их мнение учитывалось, сильно переживают, когда их не дослушивают и перебивают. В такие моменты подростки стесняются работать на публике, теряются, могут замкнуться в себе, дальнейшее общение может быть невозможным, иногда возможна неконтролируемая агрессия, поэтому педагогам нужно избегать критических оценок, обязательно дать возможность обучающемуся высказаться, поддержать его инициативу и похвалить, одобрить.

5. С подростками с ограниченными возможностями здоровья необходимо общаться уважительно, доверительно, желательно всегда обращаться к ним по именам.

6. Педагогам необходимо не торопить их с ответом по ходу проведения конкурса, индивидуально каждого проверять на правильность понимания задания, использовать больше ярких примеров, наглядности, подсказывать, но не заканчивать за них мысль. Нужно объяснять задание, заостряя внимание на отдельных словах, при необходимости показывать задание на экране, в электронной презентации. Всегда повторять вопрос в разных формах.

7. Обучающиеся данной категории, стремясь выделиться или отличиться чем-то от своих сверстников, часто приукрашивают свои поступки, при этом могут неадекватно оценить свои силы.

8. Необходимо принимать подростков, давать возможность им высказаться, объяснить свои действия и, конечно, поддержать их инициативу.

9. При подведении итогов конкурса, оценивании работ необходимо давать разъяснения, обосновывающие принятые решения.

10. Перед началом выполнения практической части конкурса необходимо повторить правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ,
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция проведения конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет:

общие цели и задачи проведения конкурса профессионального мастерства;

направления конкурса;

категории участников конкурса;

сроки проведения конкурса.

Стратегическая цель конкурсов профессионального мастерства для студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации – формирование позитивного имиджа рабочих профессий, специальностей через выявление, поддержку и поощрение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также распространение успешного опыта их обучения в профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации.

Задачи концепции конкурсов профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1. Утверждение приоритетов профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

2. Формирование позитивного общественного представления о студентах-инвалидах и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, распространение толерантного отношения к лицам данной категории со стороны потенциальных работодателей и общества в целом.

3. Развитие профессиональной компетентности студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по направлениям подготовки.

4. Методическое сопровождение педагогов, мастеров профессионального обучения профессиональных образовательных организаций в освоении и распространении опыта использования современных эффективных технологий обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Развитие профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Проверка способности студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности, презентации своих достижений.

7. Стимулирование студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышение интереса к будущей профессиональной деятельности.

8. Содействие профессиональному самоопределению и самореализации студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

9. Поддержка талантливой молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

10.Разработка и внедрение эффективных форм и методов обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда.

Организационно-методическую основу концепции конкурсов профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составили следующие методологические подходы, рассматриваемые как принципы организации конкурсов:

- гуманистический подход, отражающий принятие людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, как равных в сообществе обучающихся, в профессиональном сообществе, признание их способности к профессиональной деятельности и профессиональным достижениям;

- системно-деятельностный подход, позволяющий определить основные направления и принципы организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, обеспечивающий их интегративность и целостность, системные и специфические особенности всех конкурсов, обеспечивающий ориентацию на результат, достигаемый только при наличии обратной связи и постоянного и всестороннего анализа осуществляемой деятельности всех субъектов конкурсного движения;

- личностно-ориентированный подход, обеспечивающий ориентацию на индивидуальное профессиональное развитие каждого субъекта конкурсов профессионального мастерства с учетом осуществляемой деятельности в конкурсе и его профессиональных предпочтений, интересов и затруднений;

- андрагогический подход, отражающий организацию деятельности со  взрослыми людьми, сформировавшимися в личностном и профессиональном плане, добившихся определенных достижений в профессиональном сообществе, с одной стороны, а, с другой, деятельность самих субъектов конкурсов, которая ориентирована на работу со взрослыми людьми с ограниченными возможностями здоровья, как в процессе самого конкурса, так и в доконкурсный и  послеконкурсный период;

- процессуальный подход, позволяющий акцентировать внимание на результатах, с одной стороны, процесса управления, организации и проведения конкурсов профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, распространения инновационного  профессионального опыта, формирования позитивного толерантного отношения к студентам-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, процесса развития творческого потенциала и профессионального мастерства всех субъектов конкурсов профессионального мастерства.

Направления конкурса определяются в соответствии с компетенциями (специальностями, профессиями), по которым осуществляется подготовка студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в базовой профессиональной образовательной организации в субъекте Российской Федерации.

Конкурс профессионального мастерства для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает выполнение теоретических и профессионального видов заданий, содержание которых соответствует требованиям ФГОС СПО. Профессиональное задание обучающихся по профессиям СПО – это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику конкурса профессионального мастерства для демонстрации определенного вида профессиональной деятельности с применением практических навыков, заключающихся в изготовлении продукта (изделия и т.д.) или выполнении работ по заданным параметрам с контролем соответствия результата существующим требованиям.

Профессиональное задание обучающихся по специальностям СПО – это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику конкурса профессионального мастерства для демонстрации определенного вида профессиональной деятельности с применением теоретических знаний и практических навыков, заключающихся в проектировании, разработке, изготовлении продукта (изделия и т.д.) или выполнении работ по заданным параметрам с практическим выполнением задания и контролем соответствия результата существующим требованиям и проектным показателям.

Категории участников конкурса:

На начальный этап конкурса профессионального мастерства допускаются студенты-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы среднего профессионального образования и профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации.

К участию в региональном этапе допускаются победители и призеры начального этапа. Региональный этап конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводиться на площадке базовой профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации.

На этап национального чемпионата профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья допускаются победители и призеры региональных этапов конкурса профессионального мастерства.

Сроки проведения конкурса: определяются по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Первое направление - подготовка списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования с учетом потребности региона, с выделением наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать следующие основные требования:

профессии и специальности должны быть безвредными и безопасными для потенциальных обучающихся и, по возможности, способствовать восстановлению или компенсации у них  нарушенных функций;

профессии и специальности должны отвечать наклонностям и желаниям потенциальных  обучающихся  учиться;

рекомендуемые профессии и специальности должны соответствовать уровню их  общеобразовательной или профессиональной подготовки, профессиональному опыту и знаниям, а также быть перспективными для их  квалификационного или карьерного роста и, главное, их трудоустройства.

При подборе профессий и специальностей  для инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья учитываются  следующие варианты их трудового прогноза:

может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности  в  полном объеме;

может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности  с уменьшением общего объема работ;

работа в основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, но может продолжать работу в других профессиях в полном объеме;

работа в основной (выбранной) профессии или специальности  противопоказана, может продолжать работу в других профессиях с ограничениями в обычных производственных условиях;

может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с ограничениями по заключению бюро медико-социальной экспертизы;

работа в обычных производственных условиях не может выполнять, но может осуществлять работу в специально созданных производственных условиях или на дому;

противопоказана любая трудовая деятельность и в любых условиях.

Второе направление - последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практики организации и проведения региональных конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Данное направление позволит усовершенствовать технологии обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществив обмен лучшими региональными практиками организации и осуществления подготовки лиц данных категорий по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Третье направление - разработка и принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативных правовых и организационно-распорядительных актов, регламентирующих проведение конкурсов профессионального мастерства на базе базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации данного направления необходимо унифицировать организационно-содержательную составляющую конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а, именно, разработать проекты типовых положений, в том числе; типовое положение о проведении региональных конкурсов профессионального мастерства, типовое положение о проведении национального чемпионата профессионального мастерства, типовое положение о проведении отбора среди субъектов Российской Федерации на право проведения национального чемпионата, типовое положение о формировании региональных команд, типовое положение о формировании национальной сборной команды и ее подготовке для участия в международных чемпионатах, типовое положение об обучении экспертов.

Четвертое направление - привлечение работодателей в качестве экспертов конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация данного направления позволит привлечь внимание потенциальных работодателей к студентам-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, что расширит возможности их последующее трудоустройство и социализацию в обществе.

Пятое направление - осуществление посредством профориентационной работы с учащимися 9-ых классов проведения экскурсий на площадках конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Данное направление позволит осуществить профориентационную работу, в том числе профессиональное консультирование с выпускниками 9-ых классов, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, для стимуляции их профессионального самоопределения. Профессиональное консультирование — оказание помощи инвалиду в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональное консультирование включает: определение имеющейся проблемы в области профессионального самоопределения; снятие тревожного состояния, выявление круга склонностей и сферы профессиональных интересов; выяснение необходимости расширения профессиональной деятельности; оказание помощи в разработке профпланов и профмаршрутов.

Шестое направление - материально-техническое оснащение площадок для проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья тренировочными полигонами для выработки практических умений и навыков.

Реализация данного направления повысит практикоориентированность процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессиям и/или специальностям.

Седьмое направление - проведение Интернет-конференций по вопросам организации конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями.

Данное направление позволит осуществить обмен лучшими региональными практиками организации конкурсов профессионального мастерства для данных категорий граждан.

Восьмое направление - освещение хода мероприятий по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в средствах массовой информации.

Реализация данного направления будет способствовать привлечению общественного внимания к проблемам обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Девятое направление - осуществление экспертно-методической поддержки и информирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и профессиональных образовательных организаций, на базе которых проводятся конкурсы.  

Экспертно-методическое сопровождение проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья позволит регламентировать деятельность всех участников мероприятия, осуществить поэтапность реализации программы конкурсов.

IV. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОВЕДЕНЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА УРОВНЕ БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КАК РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях определения мер по  организации и проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями  здоровья субъектам Российской Федерации рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

  • финансирование мероприятий конкурса за счет средств бюджета субъекта Российской федерации;

  • привлечение органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций к  участию в проведении конкурсов в целях оказания  организационной  и финансовой поддержки;

  • обеспечение информационной поддержки и информационной доступности конкурсов  профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями  здоровья в субъектах Российской Федерации.

Осуществление данного мероприятия предполагает:

  • размещение сообщения о конкурсе на официальном портале субъекта Российской Федерации;

  • обеспечение информирования средств массовой информации о конкурсе и его итогах;

  • координация работы по опубликованию в средствах массовой информации материалов о проведении конкурса и его итогах.

  • определение структуры, ответственной за проведение конкурса;

  • создание на территории базовой профессиональной образовательной организации  доступной среды для проведения конкурса;

Осуществление данного мероприятия предполагает:

  • составление и утверждение сметы расходов;

  • создание материально-технических условий для проведения конкурсов;

  • подготовка помещений для  проведения конкурсов, оснащение их необходимым оборудованием с учетом нозологических форм и ограничений жизнедеятельности участников;

  • размещение приезжих участников конкурса;

  • совершенствование механизмов сетевого взаимодействия по обеспечению мероприятий связанных с организацией и проведением конкурсов  профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями  здоровья;

  • осуществление подготовки плана мероприятий по организации конкурса, информирование о порядке и условиях проведения конкурса;

  • разработка программы конкурсных мероприятий;

  • подготовка информационного письма о проведении конкурса;

  • рассылка информационного письма;

  • организация сопутствующих мероприятий(выявление объектов для экскурсии, подготовка стендов, выставок)

В целях определения мер по  организации и проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями  здоровья на уровне базовых профессиональных образовательных организаций рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

  •  разработка перечня конкурсных профессий и номинаций, исходя из приоритетных задач профессиональной ориентации молодежи с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, популяризации рабочих профессий, повышения профессионального мастерства лиц  данной категории;

  • разработка условий, порядка, этапов проведения конкурса, а также рекомендации по организации конкурса;

  • разработка критериев и  балльной системы  оценки конкурсных работ и определения победителей конкурса;

  • получение заявок от участников;

  • экспертная оценка  заявок на участие в конкурсе;