-->
Мультифункциональный центр планируется для включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) со всеми типами и количеством нозологий, поэтому в базовой профессиональной образовательной организации (БПОО) должно быть полное оснащение, учитывающее особые образовательные потребности обучающихся данной категории, и оно должно соответствовать:
санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса (требованиям к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
санитарно-бытовым условиям (наличию оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
социально-бытовым условиям (наличию оборудованного рабочего места, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
требованиям охраны труда;
соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
возможностям для беспрепятственного доступа обучающихся к информационным, объектам инфраструктуры образовательной организации.
Вся территория базовой профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Территорию БПОО необходимо оборудовать парковочными местами для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в непосредственной близости с административными зданиями, обратив внимание на следующее:
ширина парковочного места - 2,9 м. для инвалида, пользующего тростью или костылями, для инвалида колясочника – 3,5 м.;
парковочное место выделяется разметкой (желтого цвета) и обозначается специальными символами (пиктограмма «инвалид»);
съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку должен быть оборудован путем понижения бордюра;
стоянка, оборудованная для инвалидов, должна быть обозначена специальным дорожным знаком («Парковка для инвалидов»).
Максимальная длина пандуса для инвалидов — 36 м (что соответствует 3 м высоты подъема) — данный норматив определен СанПин 59.13330.2012. При расчетной длине инвалидного пандуса более 36 метров необходима установка подъемных платформ — электрических подъемников для инвалидов. Ширина пандуса для инвалидных колясок (ширина между поручнями пандуса) регламентируется СанПин 59.13330.2012 и составляет от 0,9 м до 1 м. Данная ширина может меняться в допустимых СанПин пределах.
Проезжая часть на территории административных зданий должна быть оборудована знаками дорожного движения о возможном пути следования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1-2%; пересечение пешеходных дорожек должно быть выполнено на одном уровне. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бордюрного камня не может превышать 4 см. Пониженный бордюр должен быть окрашен контрастной желтой краской, ширина пониженного бордюра – 0,9м. Съезды с тротуара должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части.
Двери в здания и помещения на путях движения не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 0,025 м. Следует предусмотреть устройство для автоматического открывания двери. Образовательная организация должна быть оснащена адаптированными лифтами; переходы, коридоры и лестничные проемы должны быть оснащены поручнями. Для лиц, передвигающихся в колясках, следует установить подъемные платформы.
Визуальная информация для инвалидов по зрению должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля.
Территория БПОО должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток, для слабовидящих детей - не менее 40 лк. В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях БПОО для обучающихся с ОВЗ, в зависимости от климатических районов, входы в здания должны быть оборудованы тамбурами или воздушными, воздушно-тепловыми завесами.
Учебные помещения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, умственно-отсталых обучающихся рекомендуется размещать в составе жилого блока в пределах одного этажа.
В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и иных помещениях) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1 - 2 месту для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья - опорно- двигательного аппарата, слуха и зрения. Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные. В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного проема.
Оборудование учебных помещений, рекреаций, учебно-производственных мастерских, отделка помещений, подбор учебной мебели (стулья, парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в БПОО и требованиям санитарных правил. На каждом этаже помещения образовательной организации необходимо обустройство минимум одной туалетной кабины, доступной для маломобильных обучающихся. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. При оборудовании санитарно-гигиенических помещений для инвалидов, необходимо обратить внимание на следующее: универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры не менее: ширина – 1,65 м.; глубина – 1,8м.; возле унитаза следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски; возле унитаза должны присутствовать поручни (один стационарный, один откидывающийся); кабина туалета должна быть оборудована поручнями, которые следует располагать на высоте 0,75 м, а также крючками для одежды, костылей и т.п.; в кабине туалета должно быть предусмотрено наличие кнопки вызова экстренной помощи; дверь санитарно-гигиенической комнаты должна открываться наружу; замок двери санитарно-гигиенической комнаты должен предусматривать возможность открытия снаружи при наступлении экстренного случая.
Санитарные узлы должны быть раздельно оборудованными для юношей и девушек из расчета: умывальными раковинами – один на 5 человек, унитазами – два на 15 девушек и два на 15 юношей, писсуарами – один на 15 юношей; кабиной гигиены для девушек, оборудованной поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,7-0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ. Рядом с умывальными раковинами размещаются вешалки для индивидуальных полотенец. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Допускается использование электро- или бумажных полотенец.
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах специалистов сопровождения, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе, должна составлять 18 - 24.°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20.°С; раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22°С. Температура воздуха в гардеробных (раздевальных), жилых комнатах (спальнях), помещениях для отдыха должна составлять 20 - 22°С; санитарных узлах, умывальных, комнате гигиены девочек - 19 - 21°С; душевых-24-26°С. Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40 - 60% во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек. Помещения должны ежедневно проветриваться. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Здания организаций БПОО для обучающихся с ОВЗ оборудуются централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализацией. Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания и питьевого режима, формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в базовых профессиональных организациях. Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 2,3. Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть организован круглосуточно.
БПОО необходимо обеспечить:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории БПОО в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный N 38115).
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями слуха:
мобильный радиокласс или мобильный радиокласс на основе FM-системы;
акустическая система (Система свободного звукового поля);
информационная индукционная система.
Рекомендуемый комплект оснащения учебной аудитории, в которой обучаются студенты с нарушением слуха: радиокласс, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска, документ-камера.
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения:
дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) 40-знаковый или 80- знаковый, или портативный дисплей;
принтер с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт);
программа экранного доступа с синтезом речи;
программа экранного увеличения;
редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно);
программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech);
читающая машина;
стационарный электронный увеличитель;
ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа) электронный увеличитель для удаленного просмотра.
Рекомендуемый комплект оснащения для стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: персональный компьютер с большим монитором (19 - 24"), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic) и дисплеем, использующим систему Брайля (рельефно-точечного шрифт). Рекомендуемый комплект оснащения для мобильного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: ноутбук (или нетбук) с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic и портативным дисплеем, использующим системы Брайля (рельефно- точечный шрифт).
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
специальная клавиатура: клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой и/или специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода и/или сенсорная клавиатура;
виртуальная экранная клавиатура;
головная компьютерная мышь;
ножная компьютерная мышь;
выносные компьютерные кнопки;
компьютерный джойстик или компьютерный роллер.
Рекомендуемый комплект оснащения для рабочего места для пользователя с нарушениями опорно- двигательного аппарата: персональный компьютер, оснащенный выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой; персональный компьютер, оснащенный ножной или головной мышью и виртуальной экранной клавиатурой, персональный компьютер, оснащенный компьютерным джойстиком или компьютерным роллером и специальной клавиатурой.
Эти требования при оборудовании БПОО должны соблюдаться для любой БПОО не зависимо от того для обучающихся каких категорий они предназначены.
Специализированный центр планируется для обучения лиц с одной нозологией, либо для обучающихся с нарушениями зрения, либо для обучающихся с нарушениями слуха, либо с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому оснащение должно в соответствие с особыми образовательными потребностями данной нозологии.
В каждом учебном помещении БПОО, где обучаются лица либо с нарушениями слуха, либо с нарушениями слуха или с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и иных помещениях) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1 - 2 месту для обучающихся по каждому виду нарушений. Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные. В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного проема.
При оснащении БПОО необходимым оборудованием для обучающихся с нарушениями слуха необходимо учитывать их образовательные потребности. К специфичным для лиц с нарушениями слуха относятся следующие образовательные потребности:
потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникации;
потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
потребность в развитии словесно-логического мышления, словесной памяти;
потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устной, письменной);
потребность формирования социальных компетенций.
Оборудование должно соответствовать их особым образовательным потребностям и быть ориентировано на всех участников процесса образования. При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для лиц с нарушенным слухом является получение информации, поэтому, в первую очередь, необходимо создавать сенсорно - акустически доступное для этих детей пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через акустические и визуализированные источники:
удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования организации, расписании занятий, последних событиях, ближайших планах и т.д.;
информационное табло с «бегущей строкой» / мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;
световая индикация начала и окончания занятий в помещениях общего пользования (залах, рекреациях, столовой, библиотеке и т.д.), которая позволяет подросткам ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свое рабочее время;
доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями;
локальная компьютерная сеть;
справочно-информационный центр (колл-центр) для лиц с нарушенным слухом и их родителей;
развивающий учебный центр с горизонтальным дисплеем;
система для улучшения понимания звукового сигнала с сохранением его разборчивости;
беспроводная FM-система для студентов с нарушением слуха;
наушники с микрофоном.
Каждый обучающийся с учетом медицинских показаний должен быть обеспечен техническими средствами обучения, отвечающим особым образовательным потребностям и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы: индивидуальным слуховым аппаратом и/ или кохлеарным имплантом; беспроводной аппаратурой, основанный на радиопринципе (инфракрасном излучении), стационарной аппаратурой коллективного и индивидуального пользования (при необходимости с дополнительной комплектацией – вибротактильным устройством), специальным визуальным прибором для обучения произношению, видеозаписывающей аппаратурой, индивидуальным компьютером (ноутбуком), электронной книгой для чтения, специальными учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами.
Базовая профессиональная организация, вправе применять дистанционные образовательные технологии.
Организация рабочего пространства, обучающегося с нарушенным слухом предполагает наличие исправного слухового аппарата/кохлеарного импланта, выбор парты и партнера, оснащение класса мультимедийной аппаратурой. Каждый кабинет должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающегося. Рекомендуется – первая парта (около окна или стола) с организацией достаточного пространства, чтобы обучающийся с нарушенным слухом в условиях речевого полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих. Целесообразно расположить обучающегося так (справа/слева от педагога), чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу на занятии.
Аудитория должна быть оборудована стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, при необходимости с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой (например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение). Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.
Необходимо оснастить аудитории мультимедийной аппаратурой (доска, проектор, компьютер c колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором.
Также необходимо специальное оборудование для занятий сурдопедагога и логопеда (зеркало, FM-системы, индикатор звучания ИНЗ, сурдологопедический тренажер «Дэльфа142», специальные компьютерные программы Hearthe World, Speech W и др.); музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальные записи, аудиокниги; диагностический набор для определения уровня слухового восприятия; телевизоры с функцией выведения субтитров на экран; дидактические и наглядные материалы по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотека учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов с субтитрами. Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в процессе обучения.
Для предотвращения явления реверберации аудитория, где обучается слухопротезированный обучающийся, должна иметь звукопоглощающее оснащение (панели, шторы и т.п.).
При подборе оборудования для оснащения БПОО для обучающихся с нарушением зрения необходимо также учитывать их особые образовательные потребности.
Зрительная депривация обусловливает возникновение у обучающихся с нарушениями зрения конкретных специфических трудностей, проявляющихся в отставании в моторном, интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии, которые и определяют их особые образовательные потребности.
Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих обучающихся создают потребность в формировании адекватных зрительных образов. Важной специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики. Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, плохое запоминание лицами с нарушениями зрения букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв - обуславливают специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами. Трудности в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), полное или частичное выпадение такого компонента как зрительная память у обучающихся с нарушениями зрения формируют у них потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы. Существует особая потребность у лиц с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно, на основе зрительного восприятия. также существует потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.
Нарушение зрения создает значительные препятствия в ориентировке в пространстве – на территории БПОО, в ее здании, в учебных, социально-бытовых и рекреационных помещениях, а также в пределах рабочего учебного места.
При оборудовании доступной для обучающихся с нарушениями зрения окружающей среды используют звуковые, визуальные, осязательные ориентиры и создают специально оборудованные рабочие (учебные) места.
Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять:
для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью - 1000 лк;
для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000 - 1500 лк;
для обучающихся со светобоязнью - не более 500 лк.
Для лиц со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.
В помещениях БПОО окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.
При оборудовании доступной для обучающихся с нарушениями зрения окружающей среды используют звуковые, визуальные, осязательные ориентиры и создают специально оборудованные рабочие (учебные) места.
В гардеробной для тотально слепых обучающихся шкафы с ячейками для одежды и полки для обуви должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом, для обучающихся с остаточным зрением - сочетание двух маркировок: рельефно-точечной маркировки и рельефно-выпуклой маркировки, выполненной с использованием ярких контрастных цветов.
Для обеспечения ориентировки в здании и сокращения излишних передвижений, обучающихся с нарушениями зрения, а также для их безопасности желательно размещать для них учебные и иные помещения не выше второго этажа; в интерьерах должна иметься система визуальной (для слабовидящих), звуковой и тактильной информации. Должны быть оборудованы осязательные ориентиры: направляющие поручни в коридорах, рельефные обозначения на поручнях, на дверях учебных и иных помещений; таблицы (схемы) с выпуклым текстом или изображением, или надписями шрифтом Брайля, рельефные поэтажные планы на лестничных площадках, в вестибюле; изменяемый тип покрытия пола (по фактуре) перед препятствиями и местами изменения направления движения (входами, подъемами, ступенями, поворотами коридоров и т.п.), тактильная пиктограмма для звукового информатора.
Опасные для незрячих обучающихся места должны иметь ограждения, обеспечивающие полную безопасность (например, лестничные пролёты, деревья на территории учебного учреждения и др.). В туалетах и душевых кабинах в спортивной раздевалке вентили для горячей и для холодной воды должны быть разной формы. Обучающийся с нарушением зрения должен быть предупрежден об изменении расположения мебели в аудитории, привычного расположения предметов, которыми он пользуется. Двери и шкафы нельзя оставлять приоткрытыми. Необходимо создать удобную для ориентации обучающихся с нарушениями зрения среду в столовой БПОО. В аудитории, в котором обучаются лица с нарушениями зрения, необходимо предусмотреть возможность сопровождения таких обучающихся в тех случаях, когда имеются какие-либо временные препятствия на пути передвижения, либо, когда окружающая среда недостаточно оборудована под потребности в ориентировке. Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся.
В то же время важно поддерживать умение подростка передвигаться и ориентироваться в аудитории, в БПОО самостоятельно. Необходима тренировка и поддержка таких навыков.
дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) 40-знаковый или 80- знаковый, или портативный дисплей;
принтер с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт);
программа экранного доступа с синтезом речи TTS (Text-To-Speech), программа экранного увеличения;
редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно);
читающая машина;
стационарный электронный увеличитель;
ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа);
электронный увеличитель для удаленного просмотра.
Рекомендуемый комплект оснащения для стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: персональный компьютер с большим монитором (19 - 24"), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic, и дисплеем, использующим систему Брайля (рельефно-точечного шрифт). Рекомендуемый комплект оснащения для мобильного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: ноутбук (или нетбук) с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic и портативным дисплеем, использующим системы Брайля (рельефно- точечный шрифт).
Для слабовидящих обучающихся БПОО при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 15 минут. Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2-х раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.
В качестве звуковых ориентиров необходимо использовать: звуковые маяки при входах, радиотрансляцию в здании, в лифтовых кабинах, в бытовых помещениях.
Визуальные ориентиры – выполненные яркими цветами пиктограммы, окрашенные контрастными цветами ограждения, освещаемые указатели, надписи, подсветка в затемненных местах – например, в шкафах для книг, пособий, в шкафчиках для одежды в раздевалке и т.п. Первая и последняя ступень каждого лестничного марша должна быть окрашена в контрастные цвета для предупреждения слабовидящих.
Необходимым является и организация специальных рабочих мест для обучающихся с нарушением зрения. Специальное рабочее место служит обеспечению безопасности и комфортности учебной работы, его устройство направлено на устранение чрезмерных физических, динамических, статических, сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок и должно исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма обучающегося с нарушением зрения. В настоящее время для комфортного обучения обучающегося с нарушением зрения предназначено адаптированное к его потребностям и особенностям учебно-познавательной деятельности специальное автоматизированное рабочее место, на котором присутствуют: сканирующее устройство, персональный мультимедийный компьютер, брайлевский дисплей, принтеры для печати текста в плоскопечатном варианте и по системе Брайля, синтезатор голоса, библиотека соответствующих компьютерных программ, условия для пользования аудиокнигами, обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и др.
При оснащении БПОО для обучающихся с НОДА также необходимо учитывать их особые образовательные потребности.
Особые образовательные потребности лиц с НОДА определяются их спецификой двигательных нарушений и нарушению психического развития, которые задают особую направленность построения учебного процесса, что находит отражение и в структуре, и в содержании образования. Вместе с тем следует выделить особые потребности, которые свойственны всем обучающимся с НОДА:
в регламентации образовательной деятельности в соответствие с медицинскими рекомендациями и соблюдением ортопедического режима;
в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
в предоставлении услуг тьютора;
в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
Для лиц с НОДА особенно важна возможность беспрепятственной доступности всех объектов инфраструктуры базовой профессиональной организации. Для того, чтобы обучающиеся с двигательной патологией могли попасть на территорию БПОО, необходимо установить достаточно пологий (10-12°) пандус у входа в здание, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса е менее 90 см и он должен быть огражден бортиком (высотой - не менее 5 см) и снабжен поручням (высотой - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери здания должны открываться в противоположную от пандуса сторону, иначе подросток на коляске может скатиться вниз. По всему периметру коридоров, проходят поручни, чтобы обучающийся, который плохо ходит, мог, передвигаться по зданию держась за них. Ширина дверных проёмов во всех помещениях должна быть не менее 80-85 см., иначе коляска в них не пройдет. Для подъема на верхние этажи в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить пользование им для остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.
Рабочее / учебное место обучающегося с НОДА создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений. При организации учебного места учитываются возмо