Методические рекомендации по организационно-правовой регламентации сопровождения реализации адаптированных образовательных программ на уровне профессиональной образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА УРОВНЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

I.13.1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
ПО СУЩЕСТВУЮЩИМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
К РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НА УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению существующих нормативных требований к реализации адаптированных образовательных программ на уровне профессиональной образовательной организации необходимо определиться со значением основных терминов.

Обычно в контексте рассматриваемой темы используются следующие основные термины:

  • лицо с ограниченными возможностями здоровья;

  • ограниченные возможности здоровья;

  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;

  • инвалид.

К сожалению, не для всех указанных выше терминов существуют легальные определения на федеральном уровне.

Пункт 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 28.04.2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» определяет ограничение возможностей здоровья как любую утрату психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

В статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» даются следующие определения:

  • инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

  • ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;

  • ребенок-инвалид – категория, устанавливаемая инвалидам в возрасте до 18 лет.

Наконец, п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ») определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Общим для всех приведенных определений является то, что в них идет речь о нарушении здоровья, влекущее за собой определенные ограничения в жизнедеятельности лица, страдающего указанными нарушениями.

При этом необходимо отметить, что лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это не синонимы, а лишь частично пересекающиеся множества. Так лицо может обладать ограниченными возможностями здоровья, но не быть инвалидом, а инвалид может не являться обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Говоря о последней категории лиц следует отметить, что для отнесения к данной категории обучающихся одного ограничения возможностей здоровья недостаточно, необходимо еще соблюдение двух условий:

  • констатация наличия ограниченных возможностей здоровья психолого-медико-педагогической комиссией;

  • ограничение возможностей здоровья должно препятствовать получению образования без создания специальных условий.

Также следует отметить, что термин «обучающийся» не содержит ограничений по возрасту, поэтому разграничение по возрасту на «взрослых» и «детей» для настоящего аналитического обзора не будет являться актуальным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категория «лицо с ограниченными возможностями здоровья» является более широкой и поглощает собой категорию «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».

Следует отметить, что данный подход к определению обучающегося с ограниченными возможностями здоровья значительно отличается от понятий, действовавших до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ». Так, ранее действовавший Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») в п. 6 ст. 5 закреплял положение о том, что государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. При этом указанный Закон не содержал отдельного определения понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», несмотря на то, что использовал данный термин. Таким образом, исходя из ранее действовавшего правового регулирования к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья формально относились любые обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Также следует отметить, что еще ранее законодательство использовало термин «граждане (обучающиеся, дети) с отклонениями в развитии».

Кроме этого, поскольку речь идет о реализации адаптированных образовательных программ на уровне профессиональной образовательной организации, то также необходимо определиться с кругом образовательных организаций, входящих в содержание понятия «профессиональная образовательная организация», а также с составом реализуемых профессиональными образовательными организациями образовательных программ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в РФ» профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения. Вместе с тем, согласно п. 4 ч. 3 указанной статьи профессиональные образовательные организации также вправе реализовывать основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.

Исходя из спектра реализуемых образовательных программ в профессиональных образовательных организациях могут быть различные категории обучающихся, указанные в ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об образовании»: воспитанники, учащиеся, студенты, слушатели, экстерны. Однако законодательство РФ об образовании не использует видовое название категории обучающегося совместно со словами «с ограниченными возможностями здоровья». В связи с этим рекомендуется всех обучающихся профессиональных образовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья в локальных актах именовать «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» без указания на их категорию.

Следующим важным элементом деятельности профессиональной образовательной организации по обеспечению реализации прав, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование, является учет особенностей ограничений по состоянию здоровья.

Основополагающим нормативным документом, обязывающим учитывать особенности ограничений по состоянию здоровья при получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Прежде всего это выражается в закрепленных в пунктах 2 и 8 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

  • обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

  • обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Данные принципы обязывают, с одной стороны, создавать и обеспечивать механизмы реализации конституционного права на образование для каждого человека, независимо от состояния его здоровья и вытекающих из этого ограничений для получения образования, а с другой стороны, адаптировать систему образования под способности и нужды каждого обучающегося.

Также в рассматриваемом Федеральном законе организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная ст. 79. Часть 8 данной статьи предусматривает, что профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Также данная статья предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, предусмотренный Федеральным законом «Об образовании в РФ» учет особенностей ограничений по состоянию здоровья при получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья проводится по двум линиям:

  • реализация для указанных лиц адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности ограничений по состоянию здоровья;

  • создание специальных условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от специфики таких ограничений.

Следует отметить, что в части учета особенностей ограничений по состоянию здоровью у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья действующее законодательство РФ претерпело существенные изменения.

Ранее действующее законодательство использовало принципиально другой подход к организации обучения рассматриваемой категории обучающихся. Так, основным принципом такой организации можно условно считать сегрегацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Иначе говоря, главенствующим подходом была концентрация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в либо в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, либо в специальных классах и группах. Формально инклюзивное образование и вытекающие из этого требования к созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не предусматривалось.

Действующее законодательство в рассматриваемом вопросе избрало принципиальной другой подход, заключающийся в смене сегрегационных принципов на интеграционные. Другими словами, главенствующим подходом в законодательстве становится стремление, прежде всего, обеспечить возможность получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования в инклюзивном формате, сохраняя при этом возможность получения образования и в специализированных образовательных организациях.

В соответствии с п. 28 ст. 2 указанного Федерального закона адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа является новым термином российского образовательного законодательства. Ранее законодательство использовало термин «образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Введение нового термина еще раз подчеркивает изменение в государственной политики в части образования рассматриваемой категории обучающихся, отход от сегрегационного принципа в пользу интеграционного.

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также следует отметить, что в ч. 9 рассматриваемой статьи среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделяется еще одна категория: обучающиеся с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Поскольку в силу требований ч. 2 ст. 68 и ч. 2 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в РФ» доступ к освоению программ профессионального образования для данных лиц закрыт, то указанная норма обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать получение профессионального обучения данной категорией обучающихся.

Следующей группой нормативных правовых актов, обязывающей учитывать особенности ограничений по состоянию здоровья при получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья являются приказы Минобрнауки России, которыми утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по различным образовательным программам.

Так раздел III «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 требует при создании условий для получения образования и разработке адаптированных образовательных программ учитывать нозологии рассматриваемой категории обучающихся, а также иные особенности ограничений по состоянию здоровья.

Аналогичные разделы содержит также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 и другие аналогичные документы.

Регламентация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья данными видами нормативных документов является также определенной новацией российского законодательства. Ранее эти вопросы регламентировались типовыми положениями, например, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288. Однако это связано с изменение общего подхода законодателя к регулированию образовательных отношений и характерно не только для регулирования вопросов получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Еще одной нормой, устанавливающей необходимость учета особенностей ограничений обучающихся по состоянию здоровья, является ч. 6 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Законодатель избрал первый путь: установления отдельных федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что принятие отдельных образовательных стандартов для рассматриваемой категории обучающихся предусматривал и ранее действовавший Закон РФ «Об образовании».

На настоящий момент принято три федеральных государственных образовательных стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 503.

Все указанные выше федеральные государственные образовательные стандарты учитывают особенности ограничений, обучающихся по состоянию здоровья.

Отдельно следует отметить, что кроме упомянутого выше федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж, каких-либо еще специальные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на настоящий момент не приняты.

Также особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в части создания условий и организации образовательного процесса регламентируются порядками организации и осуществления образовательной деятельности по различным видам образовательных программ.

Практически все указанные документы содержат отдельный раздел, который называется «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» или аналогичным образом и посвящен данному вопросу.

Следующим вопросом, который необходимо рассмотреть применительно к данной ситуации, является особенности приема и перевода на обучение по адаптированным образовательным программам в профессиональных образовательных организациях.

В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Из данного определения можно сделать вывод о том, что указанные программы могут реализовываться только для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Также указанный Федеральный закон устанавливает определенные особенности для приема на обучение и перевода на обучение по адаптированным образовательным программам для различных категорий обучающихся. Данные особенности зависят от возраста обучающихся и вида образовательной программы, по которой они обучаются. Наиболее детально вопросы приема и перевода прописаны применительно к основным общеобразовательным программам.

Так ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Таким образом, данная норма предусматривает три условия для приема (перевода) на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам:

  • обучающийся должен быть ребенком (согласно п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);

  • должны быть рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии;

  • должно быть согласие родителей (законных представителей) на прием (перевод) на обучение по указанным образовательным программам.

Психолого-медико-педагогическая комиссия дает указанные выше рекомендации в порядке, установленном в Положении о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082.

Пункт 14 данного Положения предусматривает, что обследование детей, по результатам которого даются упомянутые выше рекомендации, осуществляется либо по письменному заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). При этом медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации[1].

Важной гарантией является то, что Положением гарантируется, что обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Рекомендации комиссии, служащие одним из оснований приема (перевода) на обучение по адаптированной образовательной программы, фиксируются в заключении комиссии, заполненном на бланке. В соответствии с п. 21 рассматриваемого Положения в данном заключении указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

  • рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи посвящено письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», в котором предложена модельная программа «Психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

Вместе с тем, представляется, что прием (перевод) на обучение по программам профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на отсутствие детально прописанной процедуры в законодательстве, осуществляется в аналогичном порядке.

Данный вывод можно подкрепить следующими аргументами.

В соответствии с ч. 8 ст. 79 указанного Федерального закона профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Как уже отмечалось выше, лицо признается обучающимся с ограниченными возможностями здоровья исключительно на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Указанное выше Положение о психолого-медико-педагогической комиссии не устанавливает, что заключение и рекомендации данной комиссии распространяются исключительно на общее образование. Соответственно, статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, дающий право на прием (перевод) на обучение по адаптированным образовательным программам может быть также установлен в порядке, предусмотренном указанным Положением, и для обучающегося по основным профессиональным образовательным программам и программам профессионального обучения.

Как уже отмечалось, для детей с ограниченными возможностями здоровья рекомендации по организации их обучения и воспитания и, соответственно, по учету их особенностей при реализации адаптированных образовательных программ дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Данный вывод следует в том числе из подпункта «б» п. 10 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082. Кроме того, из текста данного положения следует, что данные комиссии осуществляют свою деятельность исключительно в отношении детей. Как уже отмечалось выше ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Вместе с тем, свои рекомендации по организации обучения и воспитания рассматриваемая комиссия дает на основе комплексного обследования. Конкретные рекомендации могут быть связаны с медицинским диагнозом весьма условно. Более того, по указанной причине отсутствуют нормативные документы, связывающие медицинский диагноз обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и вытекающие из этого рекомендации по организации обучения.

Таким образом, получается, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, достигшие возраста 18 лет, лишаются права быть обследованными психолого-медико-педагогической комиссией и, соответственно, получить необходимые рекомендации для учета их индивидуальных особенностей при реализации адаптированных образовательных программ. С другой стороны, организация, осуществляющая образовательную деятельность в данной ситуации при реализации адаптированных образовательных программ будет вынуждена опираться не на рекомендации компетентных специалистов, а на собственное видение данного вопроса.

Представляется, что данная ситуация с одной стороны, может привести к ущемлению прав взрослых, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на учет их индивидуальных особенностей при реализации адаптированных образовательных программ, а с другой стороны, свидетельствует об отсутствии должных механизмов, обеспечивающих реализацию прав, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Составной частью образовательных программ является проведение промежуточной и итоговой аттестации. Не являются исключением и адаптированные образовательные программы, реализуемые в профессиональных образовательных организациях.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются исключительно образовательной организацией. Соответственно, в действующем законодательстве РФ отсутствуют нормы, регламентирующие особенности организации промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем следует отметить, что это не означает, что не могут быть предусмотрены особенности организации и проведения промежуточной аттестации рассматриваемой категории обучающихся. Это означает лишь то, что указанные особенности могут быть установлены самой образовательной организации, например, в адаптированной образовательной программе.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Из данных норм следует, что итоговая аттестация:

  • не является обязательной по ряду образовательных программ;

  • проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ»;

  • освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, завершается государственной итоговой аттестацией.

В тех случаях, когда итоговая аттестация не является государственной, как и для промежуточной аттестации, ее порядок и формы устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и, соответственно, действующим законодательством не регулируются.

Согласно ч. 5 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по отдельным программам определяются Минобрнауки России, если указанным Федеральным законом не установлено иное.

На настоящий момент в сфере среднего профессионального образования действует Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 г. № 968.

В данном порядке выделен отдельный раздел V «Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья», в соответствии с которым при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

  • проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

  • присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

  • пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

  • обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);

  • дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение ряда требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Подводя итог анализу существующих нормативных требований к реализации адаптированных образовательных программ на уровне профессиональной образовательной организации можно констатировать, что нормативные требования по данному вопросу объединяются в следующие группы:

  • учет особенностей ограничений по состоянию здоровья;

  • создание специальных условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от специфики таких ограничений;

  • особенности приема и (или) перевода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на обучение по адаптированным образовательным программам;

  • особенности проведения государственной итоговой аттестации.

I.13.2. НАБОР ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НА УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Как видно из приведенной нормы значительное количество указанных в предыдущем разделе вопросов подлежит регулированию образовательной организацией на уровне локального нормотворчества.

Ниже приводится ряд проектов локальных нормативных актов, необходимых для реализации адаптированных образовательных программ на уровне профессиональной образовательной организации.

Положение об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение является локальным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в ___________________________ (далее – Колледж), и призванным обеспечивать реализацию прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования и социальной адаптации в образовательной среде Колледжа.

1.2. Основные понятия, используемые в Положении:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятель