-->
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 167-р утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Пунктом 55 Плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы предусмотрена разработка методических рекомендаций по реализации мероприятий по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов.
В настоящее время в целях создания условий для расширения возможностей трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Минтрудом России организовано проведение в субъектах Российской Федерации мониторинга численности выпускников профессиональных образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минтруда России от 8 мая 2015 года № 287 "О мониторинге реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации").
В рамках указанного мониторинга установлена отчетность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по утвержденной форме.
По результатам мониторинга по состоянию на 1 сентября 2015 года численность выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессиональных образовательных организаций 2015 года составила 10,02 тыс. человек.
Из них:
численность трудоустроенных выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья составила 5,4 тыс. человек (54,2% от общей численности выпускников);
численность выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не осуществляющих трудовую деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации, - 2,46 тыс. человек (24,6%);
численность выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, принимающих участие в дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, - 182 человека (1,8%);
численность выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, обратившихся в органы службы занятости, - 1,56 тыс. человек (15,6%).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ежегодно трудоустраиваются после окончания образовательных организаций только около 50% от общей численности выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Во исполнение пункта 55 Плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России подготовлены Методические рекомендации по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов.
Применение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных методических рекомендаций будет способствовать созданию условий для расширения возможностей трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также повышению уровня занятости указанной категории граждан.
Первый заместитель Министра
А.В.ВОВЧЕНКО
Нормативной и правовой основой содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее - образовательные организации), являются:
Конвенция ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1921-р "О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
приказ Минтруда России от 4 августа 2014 года № 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности";
приказ Минтруда России от 23 августа 2013 года № 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";
приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года № 1367 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2015 год (первоочередные меры), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 22 апреля 2015 года № 2466п-П8;
План мероприятий на период 2015 - 2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Климовым А.А. 31 августа 2015 года № АК-67/05вн;
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн);
Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса от 26 декабря 2013 года № 06-2412вн;
Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20 апреля 2015 года № 06-830в.
Деятельность образовательной организации по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, реализуется через структурное подразделение, которое помогает студентам и выпускникам определиться с направлением дальнейшей занятости и построить траекторию своей карьеры. Одним из основных критериев работы такого структурного подразделения является, в том числе повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью и ОВЗ, а также их закрепление на рабочих местах.
Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях предполагает:
создание материально-технической базы для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в структурном подразделении, отвечающем за содействие в трудоустройстве;
проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и будущими абитуриентами в случае, если это профессиональная образовательная организация или образовательная организация высшего образования;
формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ;
формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.
Структурное подразделение, оказывающее содействие в трудоустройстве инвалидам и лицам с ОВЗ, должно быть архитектурно доступно, помещения оснащены с учетом потребностей людей с инвалидностью различных нозологических групп.
Структура и требования к кадровому составу такого подразделения устанавливаются образовательной организацией на основании локального нормативного акта. Квалификационные требования к работникам определяются на основании раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" приказа Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 года № 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (далее - приказ Минздравсоцразвития России) и раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". В случае отсутствия должности в приказе Минздравсоцразвития России обязательным требованием к сотруднику подразделения является наличие высшего образования без предъявления требований к стажу работы или наличие среднего профессионального образования и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
В штатном расписании должны быть ставки психолога, дефектолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), ассистента, тьютора, социального педагога) и других специалистов, обеспечивающих профессиональную ориентацию и содействие в поиске работы.
Источники финансирования работы структурного подразделения, оказывающего содействие в трудоустройстве, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ, определяются образовательной организацией самостоятельно.
Основные направления работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству:
профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация;
системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству;
организация и проведение психологического и профессионального тестирования;
проведение тренингов, деловых профориентационных игр, ярмарок учебных и рабочих мест, справочно-информационных бесед, профессиональных экскурсий, конкурсов, выставок и сочинений на тему выбора профессии.
Возможно также создание производственных и творческих мастерских с целью привития профессиональных навыков и выявления склонностей.
Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, о профессии, специальности, направлении подготовки, по которой студент обучается, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе. Данная информация может быть получена методом анкетирования или собеседования.
Содействие трудоустройству предполагает совместную деятельность кураторов групп, заместителей деканов/директоров по работе со студентами, ответственных за профориентационное содействие трудоустройству, волонтеров, работников структурного подразделения, ответственного за сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, работников структурного подразделения, ответственного за содействие трудоустройству.
Одной из основных проблем трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ является их низкая степень социализации. Проведение постоянной разъяснительной работы, вовлечение в социально-культурную жизнь образовательной организации позволяет снять многие психологические барьеры и повысить уровень социализации.
При проведении мероприятий, связанных с трудоустройством, следует организовывать встречи с работодателями, а также выпускниками образовательной организации, относящимися к категории инвалидов, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни. Необходимо проведение ярмарок вакансий, различных тренингов, направленных на повышение мотивации к труду, организация экскурсий на предприятия, вовлечение в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства.
Работа с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры является важным этапом в процессе трудоустройства. Ниже приведены методы профессиональной психодиагностики, которые могут быть использованы психологом-профконсультантом:
1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
2) открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
3) опросники профессиональной мотивации (для инвалидов и лиц с ОВЗ, выбирающих массовые профессии, то есть пригодные для большинства);
4) опросники профессиональных способностей (используются применительно к профессиям с особыми условиями труда: при работе с объемными опросниками для удобства проведения и обработки желательно отдавать предпочтение их компьютерным версиям, а также использовать возможности группового тестирования);
5) личностные опросники (раскрывают поступки человека в ответственные моменты жизни, диагностируют способности осмыслять свою жизнь, самооценки, структуры ценностей и т.п., способствуют самопознанию лица с инвалидностью и ОВЗ самоопределению на основе более глубоких знаний о себе);
6) психофизиологические обследования;
7) "профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе (требуют материальных затрат на создание мастерских, обеспечение вовлеченности фирм и организаций - потенциальных работодателей).
Важным аспектом содействия трудоустройству являются методы морально-эмоциональной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ:
1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем);
2) тренинги общения (позволяют инвалидам и лицам с ОВЗ освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу и различных деловых контактах);
3) методы индивидуальной и групповой психотерапии (позволяют лицу с инвалидностью и ОВЗ лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением);
4) различные положительные примеры самоопределения (повышают уверенность лица с инвалидностью и ОВЗ в принципиальной возможности разрешения своих проблем);
5) конкурсы или праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий.
С целью проведения производственной практики как первого этапа будущего трудоустройства обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, в образовательной организации должна быть проведена дополнительная работа с предприятиями, которые рассматриваются как места прохождения практики. Такая работа предполагает проведение переговоров с руководством предприятий о готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ. При этом обязателен выезд на предприятие сотрудника структурного подразделения, ответственного за организацию практики, с целью выяснения наличия на предприятии специальных условий труда с учетом нозологической группы и группы инвалидности обучающегося, а также предварительной беседы с коллективом и проведение разъяснительной и подготовительной работы. При прохождении производственной практики должно быть организовано сопровождение обучающегося на предприятии лицом из числа представителей образовательной организации либо из числа работников предприятия.
Если у образовательной организации есть структурные подразделения, ведущие производственную деятельность, производственные и творческие мастерские, бизнес-инкубаторы и т.д., то в них может быть организовано прохождение производственной практики при создании специальных условий труда. Проведение производственной практики в указанных подразделениях позволяет развить не только профессиональные компетенции, но и навыки самозанятости и предпринимательства.
Перспективным механизмом содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ является производственно-адаптационная практика, то есть специально организованная работа студентов-инвалидов в режиме неполной занятости в течение одного или более свободных от учебных занятий дней в неделю на предприятиях возможного трудоустройства. Эта практика носит индивидуальный характер и предназначена для успевающих студентов. Производственная адаптация обычно организуется в виде дополнительной практики на старших курсах с учетом требований, предъявляемых к практикам в образовательной организации. Цели такой практики для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
создание дополнительной мотивации для успешного освоения образовательной программы;
обеспечение интеграции в профессиональное сообщество; овладение своей профессиональной деятельностью на месте возможного трудоустройства с функционально-ориентированной подготовкой к выполняемым в будущем задачам;
приобретение опыта самостоятельной трудовой деятельности при социальной интеграции в профессиональной среде;
закрепление полученных теоретических знаний и применение их в трудовой деятельности;
индивидуальный подбор и обустройство рабочего места для последующего трудоустройства и занятости на постоянной основе после окончания образовательной организации.
Производственно-адаптационная практика проводится на основе договоров, заключенных между образовательной организацией и предприятиями, деятельность которых отражает специфику направления подготовки студента-инвалида и подразумевает возможность будущего трудоустройства.
Деятельность структурных подразделений по содействию в трудоустройстве выпускников должна предоставлять услуги для студентов с инвалидностью и ОВЗ по дополнительному обучению. Задачей такого обучения должно стать привитие навыков самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации в коллективе. С целью формирования предпринимательских компетенций рекомендуется проводить обучение по основам менеджмента и предпринимательской деятельности, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планированию и т.п.
В целях создания условий для расширения возможностей трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует на основании приказа Минтруда России от 8 мая 2015 года № 287 "О мониторинге реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в соответствующие сроки представлять в Минтруд России информацию:
о формах обучения, включая программы дистанционного обучения, выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, и специализации образования;
о потребности выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в трудоустройстве;
о работе органов службы занятости по подбору для выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями сферы и вида деятельности (включая специальное оборудование рабочего места) в соответствии с их профессиональным образованием, опытом работы, навыками и умениями;
о трудоустройстве выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
о реализации мер, направленных на трудоустройство и развитие предпринимательской деятельности незанятых выпускников образовательных организаций 2015 года из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, включая услуги по сопровождению.
Органам службы занятости субъектов Российской Федерации подбор сферы деятельности необходимо осуществлять с учетом сведений об образовании, профессиональной квалификации, состоянии здоровья (на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида) по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, овладение которыми повышает возможность выпускников, относящихся к категории инвалидов, быть интегрированными в общество и конкурентоспособными на рынке труда.
В случае затруднения выпускников, относящихся к категории инвалидов, в выборе сферы поиска подходящей работы им может быть предложена государственная услуга по профессиональной ориентации с целью выявления видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям (специальностям), наиболее соответствующим их опыту, индивидуальным способностям и возможностям, а также физическим и психологическим качествам.
В целях оказания содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также в сфере содействия занятости населения, необходимо повышать эффективность взаимодействия с учреждениями медико-социальной экспертизы, общественными организациями инвалидов, объединениями работодателей и другими заинтересованными организациями, осуществляющими деятельность в области профессиональной реабилитации, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов.
Организация работы с потенциальными работодателями предполагает ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, специализированных предприятий инвалидов, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство указанной категории. В базе данных необходимо аккумулировать информацию по количеству вакансий для соответствующих нозологических групп, созданных специальных условиях труда по видам деятельности.
Наиболее распространенным способом взаимодействия образовательных организаций и работодателей является организация ярмарок вакансий. При проведении таких мероприятий представители предприятий проводят собеседования и индивидуальные консультации с претендентами на рабочее место, ведут разъяснительную работу, информируют о созданных для лиц с инвалидностью и ОВЗ специальных условиях труда. При посещении ярмарок вакансий, проводимых вне образовательной организации, специалисты, ответственные за содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, должны удостовериться в том, что не возникнет проблем с архитектурной доступностью, а также будет обеспечена возможность коммуникации между представителями работодателей и трудоустраивающихся.
Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом глухих, Всероссийским обществом слепых) и их отделениями в субъектах Российской Федерации позволяет образовательным организациям расширить возможности трудоустройства выпускников-инвалидов, поскольку такие общественные организации имеют как собственную производственную базу, так и информацию о вакансиях в конкретном субъекте Российской Федерации.
Важным аспектом деятельности структуры, ответственной за содействие в трудоустройстве, является организация сопровождения выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте. Для этого рекомендовано за каждым лицом с инвалидностью и ОВЗ при трудоустройстве и во время адаптационного периода на рабочем месте закреплять специалиста из образовательной организации.